о песнях для кино, друзьях и коллегах по сцене
Игорь Наджиев - яркая звезда российской эстрады - популярный певец, композитор, поэт и актёр наиболее значимыми событиями начала своей творческой биографии считает сотрудничество с поэтом Леонидом Дербенёвым и композитором Максимом Дунаевским, предложившим ему записать песни к фильмам режиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича...
- Игорь, вы исполняли песни в знаменитых телефильмах «Мушкетёры двадцать лет спустя» и «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя». А чем для вас является самый первый фильм «Д`Артаньян и три мушкетёра»?
- Эпопея мушкетёрская - это великая и уже легендарная, как мне кажется, работа в отечественном кинематографе. И вот именно первый фильм - он весь такой музыкальный, когда артисты сами поют. Для кого-то, может быть, это казалось каким-то мьюзик-холлом, но это было гениально.
- А какой ваш любимый герой из первого фильма?
- Естественно, д`Артаньян. А вообще вся четвёрка. И, конечно, неповторимая Ирочка Алфёрова в роли Констанции, и потрясающий кардинал Александр Трофимов, и божественная Алиса Фрейндлих, сыгравшая королеву. Это в памяти и в сердце осталось навсегда, потому что это прекрасные актёрские работы, прекрасная музыка, в этом фильме всё срослось, сошлись все звёзды. И не случайно потом были сняты продолжения, потому что это благодатная тема о чести, дружбе, верности, достоинстве, любви, о том, что будет ценно всегда и во все времена.
- А как вы оказались причастны к этой мушкетёрской эпопее?
- Оказался очень просто. Это был, как раз, период моего знакомства и начала дальнейшего, плодотворного и многолетнего сотрудничества с поэтом Леонидом Петровичем Дербенёвым, которого я считаю гением песни. И когда режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич приступил к работе над продолжением «Мушкетёров», Дербенёв сказал ему: «Вот у меня есть талантливый мальчик, он очень хорошо поёт. Ты посмотри его». И какие-то, я помню, на тот момент случились тогда проблемы с голосом у Михаила Сергеевича Боярского. То ли голос был сорван на гастролях, то ли ещё что-то произошло, но он не смог в нужный срок записать песни для этой картины, хотя изначально предполагалось, что петь в фильме будет Боярский, Дима Харатьян и, возможно, даже Алиса Фрейндлих. И тогда Юнгвальд-Хилькевич придумал такой ход: все песни должен исполнить один певец за кадром. И в тот момент Леонид Петрович предложил меня. А режиссёр, послушав как я пою, одобрил мою кандидатуру. К тому времени я уже был знаком с Максимом Дунаевским, и у нас началась эта работа, которая сейчас для меня просто является знаковой.
«Наша честь»
(песня из фильма «Мушкетёры 20 лет спустя»)
(Максим Дунаевский - Леонид Дербенёв)
Теперь я очень часто вспоминаю слова Дербенёва: «Игорь! Ты всегда будешь иметь успех, а твои концерты всегда будут производить фурор! Но даже тогда, когда ты станешь очень большой звездой и на гребне бешеной популярности будешь купаться в лучах собственной славы и народной любви к себе, вспоминай, хотя бы иногда, о той волне, которая первой подняла тебя со дна неизвестности и вынесла на высоту этого успеха!». Как раз, этой самой «волной» для меня и оказались Леонид Дербенёв, Максим Дунаевский, Георгий Юнгвальд-Хилькевич и эти два фильма - «Мушкетёры двадцать лет спустя» и «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя», где я пел за кадром.
«Надейся на Бога»
(песня из фильма «Тайна королевы Анны»)
(Максим Дунаевский - Леонид Дербенёв)
- А песни для двух фильмов записывались сразу или был какой-то промежуток по времени?
- Да, сразу для двух фильмов записывались песни. Правда, получилось потом так, что был брак по звуку и мне пришлось четыре композиции переписать. Спасибо за это композитору Юрию Чернавскому, который позволил мне осуществить это. Он тогда ещё жил в Москве, и у него была очень новомодная студия звукозаписи. Именно там он разрешил мне переписать заново четыре песни для фильма «Мушкетёры двадцать лет спустя». Это были знаковые четыре композиции, в их числе «Что я без тебя?», «Наша честь»…
- А были песни, которые не вошли в фильм?
- Конечно, были записаны песни, которые не вошли в фильм - это «Погоня», «Причина для драки», «Регги про деньги» и «Я спокоен». Вообще всего было записано двенадцать песен, а в фильм из них вошли только восемь. И некоторые композиции в фильме прозвучали лишь в качестве фоновой инструментальной музыки, без вокала. Я знаю, что сейчас в интернете где-то «гуляет» такой сборник «Неизданный Игорь Наджиев»… Но я горд и рад, что судьба, Господь Бог и такие мастера - поэт, композитор и режиссёр позволили мне принять участие во всей этой истории. И вот теперь, если оглянуться назад, понимаешь, что с этого началась и моя известность.
«Я спокоен»
(песня для фильма «Тайна королевы Анны»)
(Максим Дунаевский - Леонид Дербенёв)
- А до этого были у вас работы с Максимом Дунаевским и Леонидом Дербенёвым?
- Да, были совместные работы, но такая большая и судьбоносная работа для меня, которая сразу получила широкий зрительский отклик, - это, естественно, песни к картинам «Мушкетёры двадцать лет спустя» и «Тайна королевы Анны». И ещё раз повторю, что произошло это всё благодаря трём людям: кинорежиссёру Георгию Юнгвальд-Хилькевичу, композитору Максиму Дунаевскому и поэту Леониду Дербенёву.
- В дальнейшем происходило сотрудничество с этими людьми?
- Ещё какое! Ни много ни мало, Георгий Эмильевич мне снял клип на песню «Аленький цветок», которая была заглавной в одном из моих альбомов. А Леонид Петрович работал со мной, можно сказать, весь мой старт, всё моё начало. Также и Максим Дунаевский. Кроме «Мушкетёров» мы ещё записали с этими авторами песни к двум фильмам - «Белые ночи» режиссёра Леонида Квинихидзе и «Ребёнок к ноябрю» Александра Павловского. Дербенёв, Хилькевич, Дунаевский - это три мудреца, три талантливейших человека. Они стали мне очень близкими и родными людьми и по духу, и по жизни. Счастье было общаться с ними, встречаться, вместе работать, дышать одним воздухом.
«Ангел-хранитель»
(песня из фильма «Мушкетёры 20 лет спустя»)
(Максим Дунаевский - Леонид Дербенёв)
- А у Михаила Сергеевича Боярского не было ли какой-то творческой ревности относительно того, что вы исполнили те песни, которые он предполагал петь сам в продолжении «Мушкетёров»?
- Насколько мне рассказывали, вроде была. Но Михаил Сергеевич тоже очень мудрый и тактичный человек, он мне потом всё-таки сказал: «Молодец! Ты с этой работой хорошо справился». Хотя потом, когда через много лет они снимали завершающую картину - фантасмагорию «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини», то на DVD была выпущена новая версия фильма «Тайна королевы Анны», специально для которой Михаил Боярский и Дмитрий Харатьян перепели заново те песни, которые первоначально звучали в моём исполнении. Они что-то переделали в текстах к песням, были уже другие аранжировки… Во всяком случае тогда, когда меня позвали, я должен был выполнить свою работу. И я её выполнил. Насколько у меня это получилось? Я думаю, что получилось хорошо, потому что до сих пор люди вспоминают эти фильмы, вспоминают эти песни. Значит, видимо, я смог внести что-то своё в эти композиции. Значит, что-то здесь совпало, раз зрители вспоминают это с большой теплотой.
Порою на концертах меня просят спеть песни из «Мушкетёров». Специально для этого я сделал ремиксы на песни «Наша честь» и «Ангел-хранитель», записал их по-новому, в современной аранжировке. Иногда люди просят спеть эти песни в оригинальной, прежней версии. На это я всегда отвечаю, что, дорогие мои, время идёт и современное звучание должно быть у всего того, что ты исполняешь со сцены. Хотим мы того или не хотим, но по прошествии многих лет инструментальные фонограммы песен стареют и то, что было интересно и звучало хорошо тогда, сегодня уже звучит менее качественно. Нужно осовременивать музыкальную фонограмму, идти в ногу со временем и исполнять данный материал с точки зрения сегодняшнего дня. Во всяком случае, я пою на своих сольных концертах песни из картины «Мушкетёры двадцать лет спустя», когда душа просит и зритель на этом настаивает.
- В одном из интервью Екатерина Шаврина говорила: «Игорь Наджиев - это самородок, который глубоко чувствует образ песни». Можно сказать, что вы создаёте из каждой песни маленький спектакль?
- Стараюсь. Если Екатерина Феоктистовна так сказала обо мне, то для меня это наивысшая похвала и настоящий подарок небес. Есть такие известные слова: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Могу эти слова перефразировать: «Плох тот артист, который не мечтает стать в своей стране – великой стране – великим артистом». Когда ты выходишь на сцену, когда ты начинаешь заниматься творчеством, ты должен понимать, что до тебя на эту сцену выходили великие артисты, великие люди, которые оставили после себя неизгладимый след. Что ты можешь привнести в то, что уже было создано до тебя? Постарайся, подумай, осмысли, переживи, потрудись! Ведь правильно в своё время сказал Александр Вертинский: «Талант - это только право войти в комнату, где находятся гении». Господь сделал мне такой подарок, мне повезло войти в комнату, где находились гении - и Леонид Петрович Дербенёв, и Максим Дунаевский, и Георгий Эмильевич Юнгвальд-Хилькевич. В результате получилась вот эта, такая близкая моему сердцу, работа, которую, я верю, даже когда меня не станет, люди будут вспоминать.
- Известны добрые слова, сказанные о вас Валерием Ободзинским. Расскажите, пожалуйста, об этом легендарном артисте.
- Встреча с Валерием Ободзинским - это вообще счастье! Благодаря Анечке Есениной, дай Бог ей здоровья, я познакомился с Аллой Николаевной Баяновой во время её гастролей в Астрахани, а потом уже в Москве благодаря ей встретился с Валерием Владимировичем. Для меня это было чем-то сверхъестественным! Помню, как в один из вечеров мы сидим с Валерием Ободзинским на кухне за чаем, а один молодой певец поёт с телеэкрана «Эти глаза напротив». Смотрю, Валерий Владимирович смеётся. Я ему говорю: «Валера, что смешного? Ну кто-то же должен петь эту песню! Вы сейчас её не поёте, а песня то легендарная!». Он отвечает: «Тебе нравится? Ну вот и пой». Для меня это стало каким-то неописуемым восторгом, когда вдруг, вот так запросто, он сам мне дал добро на исполнение этой песни. А что было, когда на одно из моих самых первых, больших выступлений в Москве (сольный концерт в Театре эстрады), Ободзинский пришёл в качестве гостя?!! У всех тогда был просто шок: кто такой этот Игорь Наджиев, что к нему пришёл сам Валерий Ободзинский? Он, как раз, тогда только объявил о своём возвращении на сцену и у меня на концерте спел две песни, одна из которых была «Золото Маккены». Фурор был триумфальным! На этом концерте Валерий Ободзинский вновь услышал несмолкаемые крики «браво» и увидел, стоя аплодировавший ему, зрительный зал!.. Для меня даже просто сидеть на кухне и пить чай с таким человеком - это было уже великим счастьем! Слава Богу, что сняли фильм об Ободзинском. Понятно, что это художественное прочтение его биографии, но эта работа была сделана с большой любовью. Ободзинский заслуживает этого, потому что он - великий русский певец!
- А какова роль Бориса Брунова в вашей творческой биографии?
- Это для меня тоже знаковая фигура. Это был один из корифеев эстрады, которые появились в начале моей творческой жизни. Как я всегда говорю, первыми были: Марк Фрадкин, Гелена Великанова, Евгений Птичкин и Борис Сергеевич Брунов. Мы встретились впервые в 1986 году на первом в моей жизни Всероссийском конкурсе эстрадной песни «Сочи-86», где я получил свою первую награду. Я выступил тогда как автор-исполнитель, поющий свои песни. И, кроме этого, конечно, пел песни советских композиторов, так как конкурс был советской эстрадной песни. И вот эти люди тогда заметили меня и поддержали. В том же году Борис Сергеевич Брунов мне сказал: «Ты будешь принимать участие в концерте победителей в Москве в Театре эстрады». Я ему говорю: «Борис Сергеевич, я же получил только Почётный диплом членов жюри конкурса». А он: «Нет, говорю тебе, будешь!». Это было огромное счастье знать его и его замечательную супругу, царствие небесное им обоим! Человек великой души, великого сердца! Он всегда хотел, чтобы именно Театр эстрады был полон молодыми артистами, чтобы молодые певцы выходили и работали с оркестром. Опять же, благодаря Борису Брунову состоялся мой первый сольный концерт в Театре эстрады. Потом, когда не стало Бориса Сегеевича, я сделал концерт его памяти. И памяти Леонида Дербенёва сделал такой же концерт в Московском Государственном Театре эстрады... Когда проходят годы, ты начинаешь понимать, как не хватает таких мастеров! Это мои учителя!
- Насколько артисту важно пройти через творческие конкурсы, через состязания? Вот, например, сейчас появился на телевидении проект «Голос»…
- Всегда нужно, чтобы у молодого человека или девушки была возможность показать и раскрыть себя. И слава Богу, что сейчас снова стали появляться такие конкурсы. Один раз мы разговаривали на эту тему с Александром Градским. Он как раз говорил мне: «Для такой гигантской страны, как Россия, у нас ещё мало знаменитых артистов! В Америке их намного больше, из которых мы даже половины не знаем. А у нас известных артистов всего несколько десятков - по большому счёту, это ничто! Ведь наша страна так богата талантливыми людьми, так много талантливых артистов, певцов, музыкантов». А когда появился этот проект «Голос», я лично позвонил Александру Градскому и сказал: «Саша, поздравляю! Твои слова Господь услышал и такой конкурс появился!». Он мне говорит: «Я и сам рад». И дай Бог, чтобы была какая-то поддержка, а не так: показали и забыли, отодвинули людей.
Талантливым людям надо помогать! Ведь бездарности пробиваются намного быстрее, и мы с вами всему этому становимся свидетелями. Хочется всё-таки, чтобы творчество несло свет и тепло. Мне в своё время Стахан Рахимов сказал: «Игорёша, мне мама всегда говорила, что артист должен быть тёплым». Вот какие прекрасные слова! От артиста, от музыканта, от любого по-настоящему творческого человека должно быть тепло. Вот совсем недавно не стало Николая Петровича Караченцова… Мы забываем, что в его жизни были безумные тринадцать с половиной трагических лет, но для нас он остался всё тем же жизнерадостным, талантливым, поющим, прекрасно двигающимся на сцене. Вот он оставил нам этот свет, и от него так тепло! Вот это самое главное для каждого артиста на земле.
- Сейчас мало поющих актёров или у них нет возможности пробиться куда-то и быть узнаваемыми?
- Я всегда в таких случаях цитирую Эдит Пиаф, она была мудрая женщина: «Певцов много, артистов - мало». Очень мало тех, кто может выйти на сцену и заставить зрителей сопереживать. Хорошо петь - это Богом данный тебе подарок, но если ты хочешь посвятить себя искусству, творчеству, служению людям, ты должен по-настоящему овладеть сценическим мастерством: как двигаться, как выглядеть, как выходить на сцену, как выстраивать программу, как общаться с публикой. Это всё, казалось бы, такие нюансы, но из этого складывается большой и настоящий артист. Не было большого голоса у Марка Бернеса, Клавдии Шульженко, Изабеллы Даниловны Юрьевой, у Лидии Руслановой тоже был не такой уж большой голос, она не была Монсеррат Кабалье, но это всё великие имена. Опять же известная история, когда один романс Александра Вертинского захотел спеть его друг Фёдор Иванович Шаляпин. Он спел этот романс, а потом сказал Вертинскому: «Ты знаешь, брат, я тебя никогда перепевать больше не буду». И это сам Шаляпин со своим, казалось бы, уникального диапазона, великим голосом! Вот чего-то не хватило! То ли, как сейчас это любят говорить, харизмы, то ли очарования какого-то, то ли внутреннего состояния… Избранные Богом люди понимают, что Господь им дал талант и они должны отдать его людям. Вот таким Господь и помогает! При всём том, что у этих людей бывает очень сложная порой жизнь и судьба, они всё равно успевают сказать своё слово и оставить этот светлый след на Земле после себя.
Виталий Гапоненко, 4 ноября 2018 года
Смотрите 5 серий фильма «Пока ещё мы вместе, или Мушкетёры 40 лет спустя» (производство кинокомпании «СлавКино», 2019 год) на сайте «Retroportal.ru». Видеоверсия Вечера в Центральном Доме кинематографистов, посвящённого премьере документального фильма «Пока ещё мы вместе, или Мушкетёры 40 лет спустя» (Москва, 14 февраля 2020 года).