(певец, музыкант, композитор, режиссёр)
Заслуженный артист Российской Федерации Александр Левшин - певец, музыкант, композитор, режиссёр, радиоведущий родился в Ленинграде. Однако творческая биография Александра Леонидовича неразрывно связана с Москвой: участие в знаменитом ВИА «Коробейники», группе «Рецитал», сольные проекты...
Интервью с Александром Левшиным, опубликованное на этой странице сайта «Retroportal.ru», было записано для документального фильма, посвящённого истории создания легендарной кинокартины режиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д`Артаньян и три мушкетёра», к которой музыкант имеет самое непосредственное отношение. Поэтому, наш разговор и начался с рассказа Александра Левшина о том, чьими же голосами пели и мушкетёры, и другие герои культового фильма...
Это был 1978-й год. Композитор Максим Дунаевский записывал песни к фильму «Д`Артаньян и три мушкетёра» и ему нужны были классные голоса. В поиске их Дунаевский обратился к Александру Тимофеевичу Попову - руководителю ВИА «Коробейники».
Раскрою секрет: чем были так уникальны «Коробейники». Ансамбль создавался на базе Московского Мозик-Холла. Сначала это был вокальный квартет: тенор, драматический баритон, ещё один баритон и бас-профундо. Назвались «Коробейниками» потому, что могли петь любой вариант этнических произведений. Затем, квартет решил обзавестись музыкантами. Вот так возник ВИА. Тогда, ведь, не говорили «группа», а произносили «вокально-инструментальный ансамбль» - ВИА. В «Коробейниках» работал певец Юрий Меньшов - бас-профундо по прозвищу «Басило», который в церкви даже пел (он Портоса имитировал в фильме). Был у нас драматический баритон Женя Гудков, Григорий Новосельцев - замечательный тенор, Володя Чуйкин - альтино-тенор, Саша Попов... У руководителя ансамбля баритона Александра Попова и тенора Владимира Чуйкина - консерваторское образование. И я вам хочу сказать: несмотря на то, что «Коробейники» давно исчезли с лица эстрады, это был один из самых талантливых вокальных коллективов на небосклоне ВИА. Мы исполняли любую музыку - на стихи Пушкина, Маяковского, Есенина… Даже получили Первую премию за исполнение оратории Георгия Свиридова; постоянно были в серьёзном рабочем тренинге. Представляете, девятиголосье на нашей эстраде! Саша Попов - по образованию дирижёр хора - всё расписывал для каждого голоса!
И Максим Дунаевский понимал, что, имея такой вокальный коллектив, не надо никого больше искать. Поэтому, на записи песен к «Мушкетёрам…» была профессиональная группа с широкими вокальными возможностями и Миша Боярский, который пел своим «фирменным гундосеньким», таким рок-н-рольным голосом - молодой, красивый, с усами, в шляпе, любимец женщин. Молодой Боярский - это просто сверкающе солнце! Сейчас он ходит в шарфе «Зенита» и в шляпе с таким серьёзным взглядом Народного артиста. А на самом деле, он потрясающий, весёлый. По молодости, помню, мы в Ленинград приезжали, и он под гитару пел наизусть песни группы «Битлз»... Вообще, он классный парень, с настоящей музыкальной жилкой!
- Солисты «Коробейников» в студии сразу вместе с Михаилом Боярским спели песни или Михаила Сергеевича записывали отдельно?
- Мушкетёры - это были друзья. Вот и специфика записи саундтрека к «Трём мушкетёрам» заключалась в том, чтобы эмоциями, настроем передать ощущение дружбы, поэтому, естественно, было совместное пение с выкриками, с возгласами... Такие «шумовые» дубли возможно было сделать только, если мы все вместе. Я помню это очень ярко: мы стояли кружком у микрофонов и Боярский пел с нами. Запись проходила в эталонном зале «Мосфильма» - в этом «намоленном помещении», где пишутся фонограммы фильмов до сих пор. Были Максим Дунаевский, Юрий Ряшенцев, Марк Розовский также был, Володя Виноградов - звукорежиссёр знаменитый. Его называли «папа» любовно. Он такой крупный, добрый и весёлый.
Так вот, мы пели все многоголосья. Сначала писали песню чисто вокально. Второй дубль пели с выкриками, так как мы не знали, что в итоге понадобится режиссёру для монтажа. Поэтому, делали несколько вариантов песен. Есть три варианта «Пора-пора-порадуемся»: когда поёт только Миша Боярский, когда поём мы все вместе и когда со смехом и выкриками песня звучит - «киношная», разукрашенная такая фонограмма. В двух версиях этой песни я пою Мише второй голос.
- Видимо, такой скрупулёзный подход к записи песен и послужил в итоге тому, что песни стали любимы и популярны на долгие и долгие годы…
- Здесь, как говорится, все звёзды легли в одну корзину! Повезло с композитором, повезло с поэтом, повезло с молодостью актёрской, с куражом. А потом, у Хилькевича была какая-то одесская, черноморская - юморная основа. Замечательный режиссёр! И поэтому, «Три мушкетёра» - лёгкая, ненавязчивая музыкальная комедия с великолепной музыкальной историей, очень яркими, весёлыми, молодыми и потрясающими актёрами. Я вообще, хочу сказать, что это редкая удача, чтобы собралась такая команда. Многие фильмы создавались, как говорится, вопреки. А здесь всё просто: как река текла, понимаете…
Максим Дунаевский, будучи ДУНАЕВСКИМ, создал качественную музыкальную драматургию. И, конечно, ему сильно повезло, что соавтором песен был Юрий Ряшенцев. Я считаю, они удивительно лексически, мелодически и блистательно в этом комедийном музыкальном жанре выполнили свою задачу! И мне приятно осознавать то, что это музыкальная комедия - именно музыкальная, а не просто комедия с музыкой - то, что это ткань драматургии.
Актёры на съёмках шутили, веселились. И мы, когда записывали песни, тоже ощущали эту атмосферу. А после ездили по кафе и ресторанам - вкусно выпивали, вкусно общались. Мы вообще, не разлучались там, здорово и весело проводили время. И вот этот дружеский флёр чувствуется в саундтреках. Это было давно, наивно, но талантливо же!
- Дух мушкетёрской дружбы отразился и на взаимоотношениях участников записи…
- Да, с тех пор мы стали дружны с Максимом Дунаевским. Я его очень люблю и уважаю. Мне нравится, что он, во-первых, настоящий мужик. И его многожёнство - тому свидетельство. Он, действительно, каждой оставлял по квартире, как настоящий мужчина. Максим, вообще, очень жизнелюбивый человек. Во-вторых, Дунаевский - классный музыкант: он знает и джаз, и классику хорошо. Великолепно сам играет и, кстати, неплохо поёт. Сейчас, правда, прошли годы, мы реже общаемся, но очень теплые воспоминания о том времени остались. Вообще, я хочу вам сказать: та эпоха мне нравится сильно не только потому, что я был молодой, а потому, что это было блистательное музыкантское братство. Музыкант без братства - это обедняет жизнь. Сейчас все очень разобщены, а раньше мы были коммуникабельные и легки на подъём…
«Баллада де Тревиля»
(Максим Дунаевский - Юрий Ряшенцев)
Александр Левшин
- Александр Леонидович, у вокалистов «Коробейников» были и сольные номера в фильме. Вашим голосом де Тревиль поёт «Балладу о кровопролитии»...
- Да, мой голос в этой песне звучит: «Всюду кровь на лильской ткани, на брабантских кружевах…» Это я пою сольно. А вот за Арамиса «Века уходят неотложно…» пел Владимир Чуйкин, Царствие ему небесное… Мой большой друг, Слава Назаров - музыкант «Коробейников» - спел за Атоса «Есть в графском парке чёрный пруд, там лилии цветут…». Славы тоже давно нет с нами, Царствие ему небесное… Помните, как он пел: «Невесте графа де Ла Фер всего 16 лет, таких изысканных манер во всём Провансе нет…»? Он спел гениально! А всей вокальной группой мы спели «А ля гер ком а ля гер…», «Пора-пора-порадуемся…». Записали и две шуточные песни Марка Розовского с его вокалом - Марк Розовский тоже пел, но эти песни вырезали из фильма…
Музыку (не в Москве) записывал Максим Дунаевский с ансамблем, который затем стал называться «Фестиваль», а «Коробейников» пригласил записать вокал. Выбором голосов рулили два человека - Максим Дунаевский и Александр Попов, наш руководитель. Дунаевский был и композитор, и, фактически, аранжировщик вокальных партий. А Александр Тимофеевич, зная нас прекрасно, очень чётко понимал: кто какой характер может передать голосом своим и темпераментом. И мы старались попасть в эти образы киногероев, в их характеры. Не знаю, насколько это удалось, но мне приятно вспоминать эту историю, поверьте мне.
И вот, когда мы пришли на «Мосфильм» и спели групповые песни, помню, разговор был о том, что у Лёвы Дурова не вокальный голос. Хотя, он жутко хотел сам озвучить песню своего героя в этом фильме - де Тревиля. Но и Хилькевичу, и Дунаевскому, и Ряшенцеву не нравилось, как поёт Дуров. Вот Максим мне и говорит: «Сань, спой эту песенку». А я её не знал. Наверху - в студии послушал песню. Спустились вниз и прямо с листа спел: «Шпаги наголо, дворяне, пыль Парижа - это прах…». Рядом стояли «Коробейники» и подпевали: «…кровопролитья, кровопролитья, кровопролитья…». Эта песенка прозвучала в фильме в начале второй серии. Как потом мне сказал Максим, Лёва Дуров был очень недоволен, что в фильм вошла не его, а моя фонограмма…
Так получилось, что в титрах фильма написали из нашего вокального коллектива только две фамилии - Чуйкина и Назарова, а об остальных - просто ВИА «Коробейники». Мы в то время были молодые, весёлые, постоянно на гастролях и как-то на эту тему не заморачивались… Сейчас, конечно, жаль, что всех поимённо не оказалось в титрах…
- Для Вас песня де Тревиля знаковая в судьбе?
- Абсолютно не знаковая песня в моей жизни! Мне просто приятно вспоминать о нашей дружеской записи на «Мосфильме» - эту атмосферу, восторженные эмоции, которыми была наполнена студия… Ну и, конечно же, то, что я прикоснулся к творчеству Максима Дунаевского и Юрия Ряшенцева, которых безумно уважаю. Ряшенцев для меня - сильнейший авторитет в поэзии!
- Когда вы записывали песни, может быть, была мысль сыграть какую-нибудь роль в кино? Если бы Вам предложили такой вариант, от какой роли бы не отказались?
- Когда я пел в саундтреке «Трёх мушкетёров», совершенно не собирался сниматься в кино - не думал о таком повороте событий. Это очень трудная профессия: просто взять и впрыгнуть в кресло актёра нельзя, этому надо учиться. Мне очень нравилось быть музыкантом, певцом. Собственно, мы - «Коробейники» - были счастливы на гастролях, собирали полные аншлаги. У нас был рекорд, вы не поверите, девять концертов в день! И на каждом зал битком! Приезжали «на севера», первый концерт начинали с раннего утра, и час сорок пять минут пели. Затем второй концерт, третий… И люди шли, шли и шли... И не было ни времени, ни мотивации завидовать кому-то. Мы занимались любимым делом!
- А как Вы стали музыкантом «Коробейников»?
- Я был рокмэном, с 15 лет играл в ансамбле «Авангард» в Мытищах - была такая сильная группа в то время. Так получилось, что после Армии мне толком негде было жить, и я решил поехать на гастроли с музыкантами. В начале 75 года, демобилизовавшись, пришёл в ансамбль. Вообще, я шёл в «Весёлые ребята», но перепутал ДК и приехал не в Москонцерт к «Весёлым ребятам», а в Росконцерт. Там как раз была репетиция какого-то коллектива. Потом я выяснил, что это «Коробейники». В зале, кроме меня, больше никого. Они поют, играют. И, вдруг, ко мне кто-то обращается - Володя Чуйкин это был. Говорит: «Молодой человек, а чего ты здесь сидишь-то?». Отвечаю, что пришёл на работу устраиваться. Он говорит: «А что умеешь?» Я такой - рокмен - говорю: «“Лед зеппелин”, “Битлз” могу сыграть, да и, вообще, я - лучший в мире!». Вот так заявил! А на сцене - Александр Попов, Володя Семёнов - будущий композитор песни «Звёздочка моя ясная»… Состав в ансамбле был очень сильный. Мне Семёнов даёт гитару: «Сыграй, спой!». Ну, я и сбацал что-то из «Битлз» в их родной тональности! Ребята тут же в шутку написали Попову заявление: «Просим нас уволить в связи с тем, что пришёл классный певец и гитарист». Это была шутка, но уже в январе или в феврале 75-го я поехал с «Коробейниками» на гастроли в Калининград. Мне дали одну песенку спеть любовную и ещё в нескольких песнях я подпевал. Вот так я стал играть на гитаре и петь в профессиональном коллективе - вошёл в состав ВИА «Коробейники». Называлось это тогда - в советское время - очень забавно: «солист-инструменталист».
«Ой, полным-полна коробушка»
(русская народная песня)
ВИА «Коробейники»
- Расскажите, пожалуйста, о музыкантах из «Коробейников» Владимире Чуйкине и Вячеславе Назарове.
- Володя Чуйкин был со времён мюзик-хольного квартета. Он академист с очень высоким голосом. Пел, поражая публику на концертах: у него была одна особенность - он делал, так называемую, филировку. То есть, брал верхнее «до» - для теноров, это серьёзная нота! Он её держал очень долго на опоре. Потом - филировка. То есть, он убирал это в субтон на одном дыхании и заканчивал длиннющую фразу практически шёпотом. Народ просто ревел от восторга! Бог поцеловал его. Он здорово, красиво пел!
Слава Назаров - великолепный джазовый тромбонист, пианист. Он год работал в ВИА «Коробейники», где я с ним и познакомился. Потом он ушёл в ансамбль «Мелодия», где играл на кулисном тромбоне, иногда - на рояле. Мы дружили. Я бывал у него дома в Уфе. Весело проводили время! У него была смешная такая манера - когда Слава шутил, то, намеренно картавил. И это было очень смешно! Так вот, Слава стал известнейшим джазовым музыкантом.
- Вячеслав Назаров проявлял себя только как музыкант или как вокалист тоже?
Он пел. Но пел музыку некоммерческую - джазовые стандарты; здорово имитировал Рея Чарльза, Билли Уайта... У него немножко хрипловатый голос и, поэтому, в джазовой манере он очень здорово передавал интонации музыки соул. Тогда у джазистов в моде был «чёрный соул» - такой «нью-орлеанский» стиль. И Слава Назаров был в нём как рыба в воде. Потом он уехал - эмигрировал в Америку и там работал по профессии. Американская публика его заметила.
«Мы скоро встретимся с тобой»
(Александр Левшин - Андрей Лихачёв)
Александр Левшин
- Доводилось в этот период с ним общаться?
Когда я уже работал в «Рецитале», мы приехали на гастроли в Америку, вот тогда и получилось встретился с ним. Слава как раз только-только купил свою первую машинку - маленькую такую, белую.
И мы со Славой в одном ресторане посидели, в другом, потом - в третьем. Приехал же в Америку! Значит, надо и вискаря отведать, и всяких раков, креветок наесться... Эти эмигрантские рестораны, знаете, очень гостеприимные! Ну, понятно: «назюзюкались» мы прилично. Так вот, после всего этого Слава сел за руль и говорит: «Поехали ко мне домой!» И он на этой машине - молодой водитель ещё был, неопытный - развил бешеную скорость! Мчимся и, вдруг, слышим вой сирен. Оборачиваемся - за нами полиция! А мы пьяные...
Нас останавливают полицейские с пистолетами: «Выходите, руки на капот…» - всё так, как в американских фильмах. Открываем окно, а из него - сильный запах перегара… И Слава говорит: «Я не пил. Это мои гости из Москвы... Я музыкант». И, вдруг, этот полицейский говорит: «Мистер, вы заставили рисковать жизнью кормильца моей семьи». Слава: «В каком смысле?». Он говорит: «Моей жизнью! У меня двое детей, жена. И она не знает, что я сейчас развил скорость в два раза большую, чем допустимо на этой дороге...». Слава говорит: «Мы из России». На что полицейский ответил: «Да, знаю я про вас всё! Смотрите: увижу ещё раз, не только отберу права, посажу в тюрьму!» И ничего не сделал! Мы садимся опять в эту машинку и едем дальше. Я говорю: «Слава, мы в рубашке родились!..». В Америке, ведь, за такое, что мы вытворили, сразу в «кутузку»! Там с этим строго, там полицейские неподкупные.
И вот, улетаем с гастролей в Россию. А вскоре узнаю от друзей из Брайтона (тогда наших музыкантов там много было - и Миша Шуфутинский, и Вилли Токарев, и Миша Гулько, Люба Успенская - все в Нью-Йорке обитали в то время) о том, что Слава разбился насмерть на этой самой машинке… Он гениальный был музыкант!..
- Вы упомянули группу «Рецитал», в которой также работали. А название этой группы, как известно, неразрывно связано именем Аллы Пугачёвой… Каким образом Вы стали музыкантом коллектива Пугачёвой?
- У нас, ещё в «Коробейниках», был Саша Юдов. Он пришёл из группы «Второе дыхание», игравшей в 70-е музыку, близкую к року. Саша - скрипач профессиональный, а затем стал играть на клавишных. Но играл он одной рукой - и это было забавно… Из «Коробейников» он вместе с Володей Чуйкиным ушёл в группу «Лейся, песня». А я стал фактически музыкальным руководителем ансамбля после Валеры Приказчикова, который у нас был недолго.
И вот, это был 80-й год, мы на гастролях. Возвращаюсь, а жена говорит: «Звонил Саша Юдов, сказал, что с Володей Чуйкиным перешёл в коллектив Аллы Пугачёвой, желает со мной увидеться». Встретились. И Саша мне рассказал о том, что пришёл музыкальным руководителем к Пугачёвой, но его «едят» в коллективе, нужна моя помощь в записи песен. Ребята, которые работали у Пугачёвой до Саши - сильные все музыканты были, но нового руководителя приняли, что называется в штыки. И вот, пришли мы на студию «Мелодия», сыграл «Я устала быть хорошей», «Шекспировский сонет», «Дежурный ангел» (в этой песне я, фактически, участвовал в аранжировке)… В общем, я Юдова поддержал и творчески, и психологически. А потом, «Коробейники» работали от «Росконцерта» и Пугачёва пришла в «Росконцерт». И она меня просто «переписала» к себе в коллектив. Предложила - я согласился. Таким образом, я стал работать опять с Чуйкиным и с Юдовым, но уже в составе группы «Рецитал».
- Песни, которые Вы записывали на «Мелодии» вошли в очень интересный, на мой взгляд, неординарный двойной альбом Аллы Борисовны «Как тревожен этот путь»…
- Да. Мы его готовили целый год. Первый диск был студийный - на «Мелодии» записанный, а второй - концертный, который мы записали в Ленинграде, в зале «Октябрьский»! Помните картинку «Гулливера» на обложке этой пластинки? Так вот, это нарисовала сама Алла. Она, вообще, хорошо рисует, я вам хочу сказать! Но, почему-то, ни разу не выставлялась, как, например, Андрей Макаревич. Алла свои работы показывала редко и, поэтому, об этом её таланте практически неизвестно…
«Ты Женщина»
(Александр Левшин - Валерий Брюсов)
Александр Левшин
А потом, так случилось, что Володя Чуйкин стал замдиректора «Рецитала», стал помогать в работе Жене Болдину - это была «эпоха Евгения Болдина» - мужа Пугачёвой. Он с Аллой с 79-го года и лет 13 они были вместе. Александр Юдов тоже остался надолго в группе. Но после Чернобыля мы стали «сыпаться». У Чуйкина - онкология, он умер. У Юдова начались проблемы с давлением, начались аллергии - беда со всей иммунной системой… Он умер в больнице в Питере. Потом умирает Витя Иванов - звукорежиссёр. Потом, на Украине - Руслан Горобец. Как-то, всё довольно печально… А я - единственный в жизни Аллы Пугачёвой, кто проработал с ней 30 лет! И ничего специально для этого не делал. Просто, Алла Пугачёва - самая моя важная и дорогая иллюзия в жизни. Мне казалось, что Алла - родной души человек. И я задержался как идеалист рядом с ней на столько лет! Даже как-то обронил ей неосторожно фразу: «Пока я буду нужен, я буду рядом». И до тех пор, пока Пугачёва 10 лет назад программой «Сны о любви» не завершила концертную деятельность, я верой и правдой был рядом с ней…
- Тем не менее, будучи в коллективе Аллы Пугачёвой, вы как композитор выпустили сольный винил «Отражение». Он есть в моей коллекции, я хорошо помню эту музыкально-поэтическую композицию. Это не сборник песен, а именно концептуальный альбом...
«Вальс трёх мостов»
(Александр Левшин - Виталий Мозгалин)
Альберт Асадуллин
- Это дорогая для меня работа - композиторский опыт в таком, действительно, концептуальном направлении. Если, будучи ещё в «Коробейниках», я писал «рокопопсную» музыку, то в альбоме «Отражение» музыка несомненно, глубже. В этом альбоме есть песни на стихи Валерия Брюсова и Виталия Мозгалина, которые исполняли Альберт Асадуллин, Екатерина Семёнова, Майя Булгакова; в нём стихи, которые читала прекрасная актриса Тамара Сёмина… Я этот альбом ни разу не переиздавал, он выходил только на виниловой пластинке.
За 30 лет, которые я работал с Аллой Пугачёвой, тем не менее, стал лауреатом «Тэффи» как режиссёр, сочинил много музыки и песен, создал ряд телевизионных и сценических постановок, стал писать мюзиклы, книги. Сейчас пишу поэтические тексты для песен, много выступаю.
«Дружба вечная»
(Александр Левшин - Андрей Лихачёв)
Александр Левшин и Ксения Георгиади
В декабре 2018-го у меня юбилей. Женщины стесняются своего возраста, да и некоторые мужики тоже. А я не стесняюсь - мне 65 лет. Юбилейный концерт пройдёт в знаковом для меня зале - в зале Московского мюзик-холла - мой сольный концерт, на который приглашу огромное количество артистов, которые будут петь мои песни. В репертуаре многих артистов есть мои песни! А ещё на юбилейный вечер придут политики, меценаты, военные - все, кто мне дорог, с кем дружу искренне и честно.
Мы с сыном - он у меня известный продюсер, работает со многими звёздами эстрады - четыре раза летали в Сирию, ездим по горячим точкам… Я уверен: нам - композиторам, певцам, музыкантам - необходимо поддерживать людей, которые рискуют своей жизнью ради мира, ради нас. Я написал песню в честь наших лётчиков «Самолёты взлетают навстречу врагу в зазеркалье обычного мира…». И в сирийском Хмеймиме, после её исполнения, дважды вставал тысячный зал военных, благодарили меня! Для меня это очень важно. Вот и на юбилейном концерте прозвучит эта песня. Вообще, будет много всего приятного и неожиданного! Этим интервью вы меня подстегнули и из «Трёх мушкетёров» спеть песню де Тревиля. Думаю, я спою её на юбилее!
Виталий Гапоненко, 24 октября 2018 года
В декабре 2019 года Александр Левшин выпустил авторский сингл «Свобода бесценна», которым артист поделился с читателями сайта «Retroportal.ru»:
«Свобода бесценна»
(музыка и слова Александра Левшина)
Смотрите 5 серий фильма «Пока ещё мы вместе, или Мушкетёры 40 лет спустя» с участием Александра Леонидовича Левшина (производство кинокомпании «СлавКино», 2019 год) на сайте «Retroportal.ru». Видеоверсия Вечера в Центральном Доме кинематографистов, посвящённого премьере документального фильма «Пока ещё мы вместе, или Мушкетёры 40 лет спустя» (Москва, 14 февраля 2020 года).