о роли герцогини де Шеврез и партнёрах по фильму «Мушкетёры двадцать лет спустя»
Ольга Игоревна Кабо - советская и российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка России. Член Ассоциации каскадёров России.
Это интервью было записано для документального фильма, посвящённого истории создания легендарной киноэпопеи режиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича, состоящей из четырёх картин: «Д`Артаньян и три мушкетёра», «Мушкетёры двадцать лет спустя», «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя» и «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини».
- Ольга, как вы попали на картину «Мушкетёры двадцать лет спустя»?
- За несколько лет до картины «Мушкетёры двадцать лет спустя» режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич предложил мне сниматься в фильме «Узник замка Иф». Я была утверждена на роль Мерседес в паре с Виктором Авиловым. Но так сложились обстоятельства, что я была занята на другой картине, и сроки никаким образом не могли быть соединены. Поэтому, увы, я лишилась роли Мерседес, которую потом сыграла Аня Самохина. Однако Хилькевич сказал, что очень хочет встретиться со мною в кино, и следующим его предложением была роль герцогини де Шеврез в фильме «Мушкетёры двадцать лет спустя».
Конечно, когда я узнала, что мне предстоит сниматься в паре с Вениамином Смеховым, то, как говорится, в зобу дыханье спёрло, потому что я была ещё юной актрисой и для меня любая встреча в кадре с прекрасными артистами была значимым событием. Мы снимались в разных городах России (тогда ещё Советского Союза), и с Вениамином Борисовичем встретились в Петербурге (на тот момент Ленинграде), все наши основные сцены проходили именно там. Смехов был очень обаятельным, тактичным, деликатным, но и очень требовательным партнёром, и перед съёмками мы всегда репетировали в гостинице. Это было очень интересно, потому что Вениамин Борисович не только репетировал сцену, он рассказывал о том времени, об исторической эпохе, об авторе, обо всех героях и, конечно, вспоминал съёмки главного фильма - «Д`Артаньян и три мушкетёра». Так что для меня это была историческая роль, так как я с Вениамином Борисовичем вроде бы побывала и на той, первой картине, а теперь вот на «Двадцать лет спустя». И на съёмочной площадке он тоже всегда критически был настроен и, помимо режиссёра, ещё режиссировал наши с ним сцены тоже, поэтому для меня важно было сохранить золотую середину - слушать и Хилькевича, и Смехова, а затем сделать то, что удовлетворило бы каждого из них.
- А Георгий Юнгвальд-Хилькевич был требовательным режиссёром?
- Конечно. Режиссёр - главный на съёмочной площадке, он решает судьбу фильма, судьбу роли. Хилькевич - был созидателем, но шёл всегда «от актёра» и не был жёстким диктатором. Я помню мой первый съёмочный день - в Прибалтике, в окрестностях Таллина. Я приехала на съёмки, но ещё не была близко знакома ни с режиссёром, ни с актёрами, поскольку до этого у меня были только кинопробы. А когда объявили перерыв на обед, я увидела пасущихся неподалёку лошадей, на которых только что скакали «мушкетёры». А я была страстной наездницей (и до сих пор ей остаюсь), быстро познакомилась с каскадёрами и упросила их дать мне покататься верхом. Сев на лошадь, я обо всём забыла, галопом помчалась, куда глаза глядят. Когда Хилькевич это увидел, он закричал в рупор: «Артистка Кабо, что вы делаете? Вы нарушаете правила безопасности, срочно вернитесь на съёмочную площадку!». Был ужасный скандал. Меня серьёзно ругали, потому что на режиссёре и на съёмочной группе лежала ответственность за то, чтобы все актёры были здоровы и не с переломанными конечностями. Однако Георгий Эмильевич отметил для себя, что я хорошо держусь в седле, поэтому он тут же внёс изменения в сценарий и заново переписал ту сцену, в которой мы должны были играть с Игорем Старыгиным: я к нему стучусь, а он мне открывает дверь. Теперь мы с Арамисом верхом подъезжали к окну, по верёвочной лестнице поднимались наверх, а дальше уже шёл наш основной диалог. Мне очень нравилось, что можно было импровизировать в кадре, и, конечно, было очень важно, что режиссёр замечал все твои умения и старался их использовать.
- Трюки и фехтование в «Мушкетёрах» ставил Владимир Яковлевич Балон. Расскажите, пожалуйста, о нём.
- С Володей Балоном мы работали, когда я снималась в американской картине «Похороны крыс Брэма Стокера». Мне в этом фильме предстояло сражаться на мечах и фехтовать. Это были мои первые уроки фехтования, и Владимир Балон тренировал меня. Две недели я разучивала вместе с ним выпады, движения, уколы. Он очень терпеливо отрабатывал со мной малейший нюанс, следил за стойкой, за тем, чтобы я красиво держала оружие. Мы добились того, что меня можно было снимать с любого ракурса и со всех сторон мои движения выглядели вполне профессионально… А в фильме «Мушкетёры двадцать лет спустя» фехтовальные навыки мне, к сожалению, не понадобились, так как в этой картине я только скакала на лошади и поднималась в окно по верёвочной лестнице.
- Что вам сегодня вспоминается о периоде съёмок в «Мушкетёрах»?
- Работать над ролью мне очень помогали старшие партнёры - у меня их было два: Вениамин Смехов и Игорь Старыгин. Со Смеховым, как я уже сказала, мы много репетировали, а Старыгин - был великолепный, молодой, лёгкий, и его внутренний задор настраивал на какой-то очень весёлый рабочий лад. Иногда бывало, что режиссёр очень поздно приходил на съёмку (у него был свой режим), а актёров привозили рано, поэтому приходилось долго ждать. И, несмотря на то, что съёмка назначалась на утро, снимать начинали после обеда. И, конечно, когда в режиме ожидания мы сидели в компании актёров и съёмочной группы, всегда были какие-то байки, шутки-прибаутки, все друг друга поддерживали, и рабочая атмосфера была очень хорошей. Я до сих пор вспоминаю, что несмотря на то, что я была молодая актриса, ко мне все с большим уважением относились, и мы вместе создавали эту историю.
Как-то раз мы с Игорем Старыгиным сидели в ожидали съёмки, пили чай, а было лето и стояла очень хорошая погода. Рядом с нами находился какой-то небольшой населённый пункт, и я заметила, как подъехал автобус с туристами. И все женщины, находящиеся в автобусе, бросились к Старыгину, когда его увидели. Кто-то ему стал передавать домашние пирожки, кто-то - дарить цветы, кто-то - просить автограф. Вокруг Игоря возник невероятный ажиотаж, и, я помню, как он сидел на полянке абсолютно счастливый, потому что он пользовался потрясающей любовью поклонников. И, действительно, его улыбка всех обезоруживала, невозможно было остаться равнодушным. Я смотрела со стороны, с какой отзывчивостью он принимал этих поклонниц, благородно и с достоинством подписывал всем открытки, раздавал автографы.
- Какое место в вашей творческой биографии занимает роль герцогини де Шеврез?
- Я не могу сказать, что это мой самый любимый фильм с моим участием, поскольку у меня были гораздо более глубокие и интересные роли. Но появиться в истории «Трёх мушкетёров» и быть обожаемой женщиной сразу двух персонажей - Атоса и Арамиса - это дорогого стоит. Очень жаль, что сейчас мало снимают исторические фильмы, в которых не опустошают и не осовременивают классику, с красивыми костюмами и хорошими декорациями.
Мне, кажется, что и сегодня картина о «Мушкетёрах» пользуется большой любовью, в том числе и у молодёжи. Я недавно была на гастролях в Питере и в вагоне поезда встретила Михаила Сергеевича Боярского. А до этого я наблюдала, как он стоял и курил на перроне, и все, кто его узнавал - подходили и говорили ему добрые слова. Несмотря на то, что прошло много лет, зрители видят в нём того потрясающего, юного, шикарного, любвеобильного д`Артаньяна. Есть такие роли - на всю жизнь и на все века. Наверное, все актёры, сыгравшие мушкетёров, пользуются такой большой и искренней любовью зрителей.
Максим Фёдоров, Виталий Гапоненко, Вячеслав Каминский (2 января 2019 года)
Смотрите 5 серий фильма «Пока ещё мы вместе, или Мушкетёры 40 лет спустя» (производство кинокомпании «СлавКино», 2019 год) на сайте «Retroportal.ru». Видеоверсия Вечера в Центральном Доме кинематографистов, посвящённого премьере документального фильма «Пока ещё мы вместе, или Мушкетёры 40 лет спустя» (Москва, 14 февраля 2020 года).