о работе с режиссёром Георгием Юнгвальд-Хилькевичем
Андрей Алексеевич Соколов - советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, продюсер, Народный артист Российской Федерации. Всесоюзную популярность Андрей Соколов приобрел после исполнения главной роли в фильме «Маленькая Вера». Заметными также стали его роли в картинах «Искусство жить в Одессе», «Палач», «Царь Иван Грозный», «Предсказание», «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя», «Бездна - круг седьмой», «Последний бронепоезд», «Личные обстоятельства», «Охота на асфальте», «Адвокат». Всего в послужном списке артиста более 100 ролей в кино.
- Андрей, роль виконта де Бражелона в фильме «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя» Георгий Юнгвальд-Хилькевич вам предложил сразу или пробовал на эту роль других актёров?
- До этого мы с Георгием Эмильевичем уже были знакомы по фильму «Искусство жить в Одессе», где я сыграл одну из главных ролей. Этот фильм снимался примерно за два года до «Тайны королевы Анны». И надо сказать, что Юнгвальд-Хилькевич был уникальным человеком. Он был уникален в своих энциклопедических знаниях, потрясающий рассказчик, со своим взглядом на жизнь, был уникален своей любовью к Одессе и своими невероятными знакомствами. И то, как он жил, как мыслил, как существовал, как разговаривал - это дорогого стоит. И наше с ним знакомство на предыдущей картине переросло в продолжение истории о «Мушкетёрах» просто автоматически.
Фильм «Искусство жить в Одессе» мы снимали, естественно, в Одессе, а так же в Париже. И мы очень сдружились. Там была потрясающая компания, и многие из участников этой одесской истории плавно перекочевали в картину «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя». И вот недаром говорят, что ностальгия возникает в тот момент, когда тебе есть с чем сравнивать. Юра - это целая эпоха! Хилькевича звали Георгий, но все друзья всегда почему-то называли его Юрой… Это человек уникальнейшего масштаба. К сожалению, о нём мало знают как о личности, как о человеке. Скорее его многие воспринимают как режиссёра «Трёх мушкетёров», но я могу совершенно ответственно сказать, что каждая из его картин уникальна. Я помню, как мы пытались с ним понять, почему Луиза де Лавальер выбрала короля, а не виконта, который казалось бы на руках её носил, обожал, сдувал с неё пылинки и был хорош собой. И Юра объяснил это достаточно простым и современным языком, он сказал: «Вот представь, Андрюша, девушка в самом соку, а у неё есть два ухажёра. Один - пылинки с неё сдувает, а второй - пришёл и сделал её женщиной со всеми вытекающими из этого последствиями». Аналогия была достаточно убедительная на тот момент. И всё, что потом происходило в картине - было основано на каких-то таких простых житейских примерах.
Юра вообще во всех своих фильмах выстраивал отношения между героями, базируясь на человеческих рефлексах, инстинктах, страстях. Его персонажи не были какими-то небожителями, а это были реальные живые люди, которые в определённый момент оказываются в конкретной ситуации, для которых титул - это лишь показатель социального статуса, а в своих эмоциях, человеческих страстях - все они имеют и свои достоинства, и свои недостатки.
- А были какие-то сложности с воплощением характера виконта де Бражелона? Как вам работалось над этой ролью?
- Вы знаете, Юра месяца за два до начала съёмок «Тайны королевы Анны» сказал мне такую фразу: «Андрюха, учись ездить на лошади». Я ответил: «Хорошо, учусь». А сам съездил один раз на ипподром, прокатился на лошадке вместе с инструктором и решил, что мне этого вполне достаточно. Потом, когда я приехал в Таллин на съёмки картины, Хилькевич мне говорит: «Послезавтра начинаем снимать. Тебе предстоит проехать галопом на лошади». Я оторопел: «Каким галопом?». А Юра в ответ: «Я тебя предупреждал, что виконт должен ездить на лошади? Будь любезен! Ты артист!».
У меня оставались сутки до выхода на съёмочную площадку. Я побежал на местную конюшню, стал срочно тренироваться. Нарезал несколько кругов верхом по песочному манежу, после чего лошадка меня скинула. Я сначала не понял ничего, вроде бы было и не особо больно, но вопросы возникли. Но надо сказать, что на следующий день, когда я пришёл на площадку, то понял, что терять мне уже нечего. Посмотрел на Димку Харатьяна, посмотрел на Мишу Боярского и подумал: «Где наша не пропадала!». Сел на лошадь и каким-то образом проскакал галопом в кадре через всю аллею, у меня получилось. И вот с тех пор я научился ездить на лошади. И таких случаев было достаточно много.
По части шпажного боя нас тренировал Володя Балон, постановщик всех трюковых и фехтовальных сцен. Вообще, атмосфера на съёмках была потрясающая. Также, как и на «Искусстве жить в Одессе», которую я считаю одной из лучших картин Юры. Этот фильм снимался по рассказам Исаака Бабеля. Там атмосфера того, что происходило на площадке, льётся прямо с экрана. Хилькевичу каким-то невероятным образом удалось собрать потрясающее созвездие актёров и превратить их в жителей Одессы. На картине были заняты Александр Ширвиндт, Олег Табаков, Виктор Авилов, Алексей Петренко, Михаил Боярский, Светлана Крючкова и многие другие. Таких артистов собрать вместе практически невозможно! А Юре удалось собрать всех вместе и заставить работать на свою идею. Моей партнёршей по фильму была болгарская актриса София Кузева, неземная совершенно! Ей и играть-то ничего не надо было, она была из другого мира просто-напросто. Хилькевич умел удивительным образом выбирать актёров на роли. А Саша Градский для этого фильма написал просто какую-то космическую музыку. На финал картины он сочинил молитву невероятную просто: «Святый Боже, дай нам сил, сохрани нас и спаси…». Жаль, что сейчас он не поёт её в своих концертах.
- А насколько Георгий Юнгвальд-Хилькевич был требователен к актёрам?
- Вы знаете, первым признаком того, что Юра чем-то недоволен было то, что он начинал обращаться к тебе на «вы». И человек начинал понимать, что произошло что-то не то. Но на самом деле он не был жесток, несмотря на то, что всегда добивался того результата, которого хотел. Он мог накричать, мог употребить крепкое словцо для особо непонятливых, но при этом Хилькевич был очень отходчив и очень любил актёров. Как он относился к актёрской братии, таких режиссёров можно по пальцам пересчитать: Евгений Матвеев, Владимир Мотыль, ещё ряд имён. Юра был тебе и братом на площадке, и отцом родным, но при этом и плётка была в руке. Другое дело, что он категорически не любил халтуры, не переносил её на дух. И я помню, у нас была сцена, которую мы снимали в одном из питерских дворцов, эпизод «Людовик Четырнадцатый и его свита». Там была огромная массовка, много людей. А на эпизоды люди разные попадают обычно: те, кто каким-то образом приближены к кинематографу и любят его, те, кто приходит ради интереса и те, кому, извините, нечего делать. И вот те люди, которые приходили от нечего делать - просто с треском вылетали со съёмочной площадки. Хилькевич таких очень жёстко отсеивал. Хотя, я ещё раз повторюсь, он никогда не держал зла, он был профессионалом.
Последний раз с Юрой мы встретились в Театре имени Моссовета за пару месяцев до его ухода из жизни, а до этого не виделись года три, то есть достаточно долго. Так вот, в его глазах по-прежнему была та живость ума, тот азарт, которые отличают людей, идущих вперёд, от тех, которые приостановились. Ему уже было немало лет, а он всё равно был как мальчишка. У Хилькевича было просто в крови жизнелюбие и желание делать что-то новое, желание работать. Другим его просто невозможно представить. При его фантастическом обаянии, Хилькевич всегда был лидером, всегда опережал время на полшага вперёд.
Ещё, я помню, была такая история, когда я должен был вылететь на съёмки, но застрял в Москве по объективным причинам. Прошёл день. Потом ещё один. К концу второго дня Хилькевич мне звонит и говорит: «Андрюха, или ты прилетаешь или мы будем искать тебе замену». Но когда я прилетел в Одессу, от него не последовало никаких упрёков в мой адрес, хотя я понимаю, что значит для режиссёра отменить смену, а, может быть, и не одну. Но его какая-то невероятная любовь к людям актёрской профессии прощала всё.
- Вашу роль виконта де Бражелона озвучивал актёр Андрей Градов. Почему так получилось?
- Я получил травму на съёмках другой картины. Мне пришлось прыгать с высоты пятого или шестого этажа. Трюк оказался неудачным. Я находился в больнице, мне прооперировали колено, а сроки озвучания уже поджимали. Если я не ошибаюсь, то озвучание проходило даже не в Москве, а в Одессе, так что я физически не мог там находиться. По этой причине роль виконта была озвучена другим актёром.
А весь мой съёмочный период на «Тайне королевы Анны» занял около четырёх месяцев, хотя сам проект снимали гораздо дольше, ведь Юра одновременно делал картину «Мушкетёры двадцать лет спустя». Эти две картины снимались параллельно и были задуманы как целая такая большая история на шесть серий. Кстати, Луизу де Лавальер играла прибалтийская актриса Катри Хорма. Я сейчас вспоминаю, что она была фактически после родов, к началу съёмок её ребёнку было месяца два-три. Когда её пробовали на роль, она была достаточно худенькая, а после родов платье её героини пришлось перешивать заново. Юра очень хорошо разбирался в женщинах, очень ценил их красоту и всегда точно подбирал актрис на роли и даже на эпизоды. Вот, например, Катя Стриженова, которая играла Мадлен. Небольшая казалось бы роль, но какая точная и какая яркая она получилась! Хилькевич всегда понимал, есть ли у героини манкость, некая харизма, то, что будет цеплять с экрана. А если этой энергетики не было, он очень тонко это чувствовал.
- А бывало такое, что вы были не совсем согласны с концепцией режиссёра при работе над ролью?
- Вы знаете, всё наше поколение выросло в том числе и на «Трёх мушкетёрах». Это те идеалы, которые были заложены в нас со школьной скамьи. И когда мы с Георгием Эмильевичем говорили о роли виконта де Бражелона, он привёл такой аргумент: «Посмотри на себя в зеркало. А теперь надень шляпу, камзол и снова посмотри. Ты - виконт. Вглядись в этот образ и подумай, что бы этот человек смог сделать, а что нет». А в целом с Хилькевичем было очень легко работать. Я бы любому начинающему актёру пожелал бы встретить такого человека на своём пути, чтобы это было некой «лакмусовой бумажкой» для дальнейшей творческой жизни.
А по поводу споров с режиссёром… Вы знаете, лидер на съёмочной площадке должен быть один. Хорошо, когда у актёра есть своё мнение, но всё должно быть подчинено общей задаче. С этой точки зрения у нас с Юрой всегда было взаимопонимание. Я сейчас очень жалею, что не записывал всего того, что он говорил. Надо было просто поставить магнитофон и записывать каждое слово, потому что при его особом взгляде на жизнь, с его опытом и манерой разговаривать эта запись могла бы стать учебным пособием для начинающих. Если Хилькевич видел, что актёр предлагал на площадке что-то своё и это получалось, это было в потоке его режиссёрского замысла, он всегда идею принимал. Удачную актёрскую импровизацию он всегда приветствовал.
Иногда Юра сам дорабатывал образы героев прямо на площадке. В «Искусстве жить в Одессе» я играл Сашу Борового, а Витя Авилов - Владислава Симена, закоренелого и фанатичного большевика. У нас была сцена, где мы должны были разговаривать, спускаясь по лестнице. Вот мы спускаемся, а на стене висит огромное зеркало. Юра подозвал нас и попросил встать напротив зеркала профилем. Мы встали, а он нам говорит: «На носы свои посмотрите». А у Авилова, как вы помните, нос такой крючковатый. Не знаю, что это было мистика или нет, но в зеркальном отражении у нас оказались абсолютно одинаковые носы. Вот та химия, которая рождалась на площадке была совершенно удивительная, настолько всё было по-настоящему.
А на «Тайне королевы Анны» был такой «пушкинский дух», было больше эстетства, поскольку там и тема другая. Но основная идея дружбы, единства там очень хорошо видна. Я жалею, что не смог сниматься в заключительной серии «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини», поскольку в это время запустился со своей картиной «Артефакт». У нас съёмочные периоды совпадали по времени, поэтому мне пришлось отказаться от участия в продолжении мушкетёрской эпопеи.
Максим Фёдоров, Виталий Гапоненко, Вячеслав Каминский (11 октября 2018 года)
Смотрите 5 серий фильма «Пока ещё мы вместе, или Мушкетёры 40 лет спустя» (производство кинокомпании «СлавКино», 2019 год) на сайте «Retroportal.ru». Видеоверсия Вечера в Центральном Доме кинематографистов, посвящённого премьере документального фильма «Пока ещё мы вместе, или Мушкетёры 40 лет спустя» (Москва, 14 февраля 2020 года).