Заслуженная артистка Кубани и Республики Адыгея
В Москве в День народного единства 4 ноября 2017 года прошёл финал 7-го Международного конкурса молодых талантов «Musical Bridge». Престижное жюри в составе Михаила Шаброва, Владислава Агафонова, Аркадия Хоралова, Алексея Горбашова, Киры Чен, Евгения Деля, Александра Калугина, Александра Кагановича, Геннадия Потрапелюка и других именитых поэтов-песенников, композиторов и музыкантов из разных стран оценивало творческие успехи совсем ещё юных артистов, в числе которых - воспитанники детской школы искусств аула Тахтамукай Республики Адыгея. Из 250 участников конкурса 15 коллективов были приглашены в Москву на гала-концерт. Певцы и танцоры из Тахтамукая приехали в столицу России вместе с педагогом - заслуженной артисткой Кубани и Республики Адыгея Римой Тлецери.
Сегодня певица и композитор Рима Казбековна Тлецери с гордостью рассказывает о своих учениках и немного с ностальгией вспоминает время, когда пела на московской сцене и участвовала в съёмках на Центральном телевидении...
- Рад видеть Вас, Рима Казбековна в Москве в новом творческом амплуа - вместе с юными талантами!
- Да, сегодня я в столице с детьми, которых обучаю эстрадному вокалу. Моим ученикам от 6 до 14 лет.
- Это первый конкурс, в котором участвуют Ваши ученики?
- Нет. Мы с успехом прошли уже несколько конкурсов и фестивалей. Почти все мои ученики - лауреаты Всероссийских и Международных конкурсов, у некоторых по 15 -20 наград даже!
- Возможно, кто-то из детей свяжет свою судьбу с эстрадой, а для кого-то обучение в школе искусств явится возможностью не только выявить вокальные способности, но и осознать то, что стать хорошим певцом - большой труд...
- Именно это и начинают понимать дети, постигая азы эстрадного вокала. Обучение длится четыре года и за это время, конечно же, становится видно каждого: кто усерден в занятиях и растёт профессионально, вдохновляясь победами в конкурсах, а кто разочаровывается в том, что нужно изрядно потрудиться прежде, чем услышать восторженные аплодисменты в свой адрес, но таких немного. У меня были дети, которые несколько конкурсов прошли, стали лауреатами и начали утверждать: «Я - самая лучшая, я звезда!..» Таких сразу осаждаю и говорю им: «На моих уроках звёзд нет, потому что звёздами становятся с годами! Звезда здесь только одна я и то, молчу об этом». А если серьезно, то звездой ты не можешь называть себя сама - это публика должна определить: звезда ты или нет.
Одарённых детей, к счастью, немало! В моём классе, я считаю, каждый ребёнок достойнейший. Ведь, всё, что я им говорю, чему учу, они стараются впитывать как губка. Мы обучаемся правильному звукоизвлечению, учимся артистично вести себя на сцене и грамотно работать с микрофоном - то есть, развиваем вокальный диапазон ребенка и избавляем начинающего артиста от боязни сцены и большой аудитории, от прочих комплексов и «зажатостей». Занятия всегда начинаются с 45-минутных распевок, чтобы разогреть голосовые связки, ну, а потом уже приступаем непосредственно к уроку...
- В последнее время почему-то принято считать, что достаточно лишь подражать тем, кто частенько мелькает на телеэкране, попробовать разок-другой спеть в караоке и ты, дескать, готовый эстрадный артист... И всё реже вспоминают о том, что в годы расцвета жанра, на эстраду приходили вокалисты с серьёзным музыкальным образованием!..
- Владение певческим голосом, действительно, серьёзнейшая работа! И, хотя, как говорится, вся страна у нас поёт, но, далеко не каждый делает это грамотно. Очень много нюансов и в эстрадной песне, и в народном пении, и, конечно же, в классическом вокале. Петь правильно в любом жанре надо учиться! Это только кажется: вышел на сцену и сразу спел безупречно, но на такое лишь редчайшие самородки способны!
- Кто-то верно сказал о том, что голос человека - самый совершенный в мире музыкальный инструмент, но им надо уметь владеть...
- Правильно! Помимо того, что тебе Боженька дал: сильный голос и неповторимый тембр, надо ещё уметь проявить их на сто процентов!
- И тогда видна индивидуальность - певец, которого узнают по тембру, по выразительному голосу и, конечно же, по оригинальному репертуару...
- Если репертуар не соответствует сценическому образу певца, его вокальным данным, то, каким бы красивым голос ни был, без хороших песен артист не состоится. Всё взаимосвязано! Я очень большое значение придаю репертуару - тому, о чём поёт человек: со смыслом песня или нет. Насколько артист серьёзно относится к репертуару, настолько и вызывает уважение к себе.
- Сегодня среди предлагаемых авторами песен-однодневок подобрать хороший репертуар непросто, тем более для юных вокалистов. Каким образом среди «тотальной попсы» выискиваете песни, которые соответствовали бы и возрасту, и вокальным возможностям детей?
- Интернет помогает. Если задаться целью: искать, то в этом безграничном мире можно найти и хороших авторов, и хорошие песни! Всё индивидуально подбираем в соответствии с возрастом каждого ребёнка, в соответствии с его вокальным диапазоном. Я и сама пишу песни для детей, которые поют мои ученики.
- Сейчас Вы активно заняты взращиванием юных талантов. А кто были Ваши педагоги?
- Я окончила Майкопское училище искусств, руководила ансамблем Дома культуры Теучежска (ныне город Адыгейск), а после обучалась на Эстрадно-духовом отделении Краснодарского государственного института культуры, по окончании которого стала солисткой Краевого концертно-эстрадного объединения музыкальных ансамблей, пела в одном из коллективов Краснодарской краевой филармонии - греческом ансамбле «Сиртаки», а затем началась сольная карьера...
- Я слышал Ваши песни на адыгейском языке - очень зажигательно, весело, порой, лирично. Не ведаю, о чём поётся в этих песнях, но, подразумеваю, что о любви и о родных краях...
- Я всегда пою про Кавказ, про красоту природы, про жизнь нашу и про этот прекрасный мир: про небо, солнце, про то, что нам дано свыше... Я не люблю петь, как говорится, «ни о чём», в моих песнях есть сюжет, образ, созданный стихами и музыкой, особенно, если поётся о любви!
Мои песни, а также песни авторов, с которыми давно сотрудничаю - это Умар Тхабисимов, Юрий Чирга, Мугдин Тлехас, Джанхот Натхо - звучат не только в России, но и за границей - в США, в Израиле, например. Адыги, проживающие на чужбине, не раз просили прислать им записи. Они жаждут песен на родном языке - вдали от родных краёв им этого очень не хватает! С появлением интернета стало проще: можно найти много записей, скачивать, слушать песни. У адыгов, так вышло, нет большой национальной общины, они разбросаны по разным странам. Но тяга к общению, к национальной музыке, к песням на адыгейском языке сохраняется большая.
- Недавно довелось общаться с певцом и композитором из Краснодара Игорем Шишовым. Разговор у нас, в частности, зашёл о том, что надобно возрождать эстрадную песню в её лучших традициях. Ведь, в том же южном городе работали в эстрадном жанре когда-то коллективы и певцы-солисты в Краснодарской краевой филармонии, в творческом объединении «Премьера»... Всё это, можно сказать, утрачено сегодня, а потребность в хороших песнях была, есть и, несомненно, никуда не уйдёт! Вот Игорь Анатольевич и горит желанием возрождать кубанскую эстраду, оказывая содействие талантливым авторам песен, музыкантам и вокалистам...
- Я полностью поддерживаю это доброе дело! Действительно, сейчас много каких-то однообразных, пустых и даже, я бы сказала, просто глупых песен! Они звучат по радио, по телевидению, они на самом виду в интернете. Подрастающее поколение невольно их слушает и мне от этого очень обидно. Нельзя воспитываться на «дешёвых» песнях - на тупых текстах и примитивной музыке! А песен со смыслом - мало. Мы в своё время слушали Юрия Антонова: «Мимо гуси-лебеди любовь мою несут...». Как красиво сказано о любви, какой поэтичный образ! Или, допустим, песня в исполнении Георга Отса: «Я люблю, тебя, жизнь, я люблю тебя снова и снова!..» - какие сильные слова! Или, вот, «...есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь»... А молодёжь, к сожалению, сейчас не привыкла воспринимать такие «смысловые песни»... От поколения к поколению звучали эти песни, а потом, к сожалению, традиция прервалась... Поэтому, правильно говорит Игорь Шишов: надо возрождать эстрадные традиции!
Я всегда любила эстраду, но при этом, всегда была верна и простой народной песне. Родилась я в городе Донецке Ростовской области, а детские годы прошли в Теучежском районе Адыгеи. Возможно, поэтому мне так близки и адыгская, и русская песня. Очень люблю русские народные песни - в них широта, раздолье! Можно сказать, я росла на русской песне - в нашей семье все пели русские народные песни...
- Ваша песня «Санечка» - «частушечно-прибауточная». Это эстрада, но в стилистике народной песни...
- Да, вот такие песни я и люблю, и пою! Песня «Санечка» часто в эфире радиостанции «Казак FМ» звучит...
Эстрадную песню, в которой слышны мотивы песни народной я пела и на Всероссийском телевизионном конкурсе молодых исполнителей «Ялта-91» - на первом конкурсе, проходившем в Ялте. Это была песня композитора Евгения Мартынова на стихи Владимира Харитонова «Вишня», помните: «Вишня белой была, словно вьюга мела...». После самого автора, Евгения Мартынова, на Центральном телевидении эту песню спела первой я. Прямой эфир с живым оркестром!.. Уже потом «Вишню» стали исполнять и Рита Коган за границей, и Филипп Киркоров... А я, перед тем, как выступить в Ялте, приезжала в Москву домой к вдове композитора - Элле, уточняла авторство песни, просила разрешение на её исполнение... В итоге, стала финалисткой конкурса «Ялта-91»!
- А в каких ещё конкурсах участвовали?
- В Краснодаре стала дипломантом фестиваля «Фермата», лауреатом музыкального конкурса «Лестница в небо», а в 1997 году - лауреатом первой степени телевизионного фестиваля эстрадной песни «Венок Кавказа», который проходил в Майкопе; в 2014 году участвовала в концертной программе открытия XXII зимних Олимпийских Игр в Сочи... И, конечно же, вспоминаются концерты в Москве и съёмки на телевидении, особенно сегодня, когда я вновь в столице. Мои песни звучали в телевизионном конкурсе «50х50», в передачах «Утренняя почта» и «Музыкальный киоск»... В то время артисту из региона было проще попасть на московское телевидение...
- То, что в советское время на Центральном телевидении часто звучала музыка народов СССР, это правда. Да и в региональных телепрограммах присутствовал местный музыкальный колорит. Могу судить об этом, в частности, по передачам Краснодарской студии телевидения, которые смотрел в детстве: помимо казачьего фольклора, в эфире были и концерты артистов из Адыгеи - певицы Тамары Нехай, танцевального ансамбля «Нальмэс»... Происходило постоянное знакомство с культурой и традициями географически соседствующих народов. Сейчас такой палитры фольклора народов и народностей России на общероссийских каналах телевидения, увы, не наблюдается...
- Да, сейчас, даже в дни общенациональных праздников в торжественных концертах мы видим тех же «звёздных артистов», которых и так можем наблюдать на телеэкране и слушать по радио буквально каждый день...
Во времена СССР программа праздничных концертов составлялась из номеров артистов разных республик: разнообразие ритмов, яркий национальный колорит... Таджики, грузины, азербайджанцы, украинцы сменяли друг друга на сцене с песнями и танцами... И это настолько было интересно! Через музыку, через культуру это сплачивало людей. К сожалению, сегодня мы отошли от такой традиции, а жаль. Почему так произошло, не знаю. Всё зависит от властей, от тех, кто, как говорится, «заведует культурой». Полагаю, надо возобновлять национальное, дружеское, певческое, общероссийское на сцене - все возможности для этого имеются! Ведь, такое понятие как «дружба народов» как раз и проявляется через знакомство с самобытными национальными культурами, через уважение к традициям разных народов...
Считаю символичным то, что об этом мы говорим в День народного единства. И я хочу всех поздравить с праздником! Всем нациям, которые живут в нашей прекрасной России, желаю крепкого здоровья и процветания, тёплых, дружеских взаимоотношений между собой - чтобы ценили друг друга, чтобы не было вражды, а всегда было взаимопонимание! Как в песне поётся: «Все люди мира - одна семья»!
Виталий Гапоненко, 4 ноября 2017 года
На этой странице сайта «Retroportal.ru» в исполнении заслуженной артистки Кубани и Республики Адыгея Римы Тлецери звучат «Песня адыгов» (музыка Натхо Джанхота, стихи Исхака Машбаша) и песня «Санечка» на музыку и стихи Римы Тлецери.
Год 2020-й в творческой биографии Римы Тлецери ознаменовался выходом нового альбома певицы и композитора «Не расставайтесь любя», релиз которого был осуществлён 9 сентября музыкальным издательством