RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.


Эксклюзивные интервью

Рима Тлецери

Заслуженная артистка Кубани и Республики Адыгея

В Москве в День народного единства 4 ноября 2017 года прошёл финал 7-го Международного конкурса молодых талантов «Musical Bridge». Престижное жюри в составе Михаила Шаброва, Владислава Агафонова, Аркадия Хоралова, Алексея Горбашова, Киры Чен, Евгения Деля, Александра Калугина, Александра Кагановича, Геннадия Потрапелюка и других именитых поэтов-песенников, композиторов и музыкантов из разных стран оценивало творческие успехи совсем ещё юных артистов, в числе которых - воспитанники детской школы искусств аула Тахтамукай Республики Адыгея. Из 250 участников конкурса 15 коллективов были приглашены в Москву на гала-концерт. Певцы и танцоры из Тахтамукая приехали в столицу России вместе с педагогом  - заслуженной артисткой Кубани и Республики Адыгея Римой Тлецери.

Певица и композитор Рима Тлецери (Rima Tletceri)

Сегодня певица и композитор Рима Казбековна Тлецери с гордостью рассказывает о своих учениках и немного с ностальгией вспоминает время, когда пела на московской сцене и участвовала в съёмках на Центральном телевидении...

- Рад видеть Вас, Рима Казбековна в Москве в новом творческом амплуа - вместе с юными талантами!

- Да, сегодня я в столице с детьми, которых обучаю эстрадному вокалу. Моим ученикам от 6 до 14 лет.

- Это первый конкурс, в котором участвуют Ваши ученики?

- Нет. Мы с успехом прошли уже несколько конкурсов и фестивалей. Почти все мои ученики - лауреаты Всероссийских и Международных конкурсов, у некоторых по 15 -20 наград даже!

- Возможно, кто-то из детей свяжет свою судьбу с эстрадой, а для кого-то обучение в школе искусств явится возможностью не только выявить вокальные способности, но и осознать то, что стать хорошим певцом - большой труд...

- Именно это и начинают понимать дети, постигая азы эстрадного вокала. Обучение длится четыре года и за это время, конечно же, становится видно каждого: кто усерден в занятиях и растёт профессионально, вдохновляясь победами в конкурсах, а кто разочаровывается в том, что нужно изрядно потрудиться прежде, чем услышать восторженные аплодисменты в свой адрес, но таких немного. У меня были дети, которые несколько конкурсов прошли, стали лауреатами и начали утверждать: «Я - самая лучшая, я звезда!..» Таких сразу осаждаю и говорю им: «На моих уроках звёзд нет, потому что звёздами становятся с годами! Звезда здесь только одна я и то, молчу об этом». А если серьезно, то звездой ты не можешь называть себя сама - это публика должна определить: звезда ты или нет.

Одарённых детей, к счастью, немало! В моём классе, я считаю, каждый ребёнок достойнейший. Ведь, всё, что я им говорю, чему учу, они стараются впитывать как губка. Мы обучаемся правильному звукоизвлечению, учимся артистично вести себя на сцене и грамотно работать с микрофоном - то есть, развиваем вокальный диапазон ребенка и избавляем начинающего артиста от боязни сцены и большой аудитории, от прочих комплексов и «зажатостей». Занятия всегда начинаются с 45-минутных распевок, чтобы разогреть голосовые связки, ну, а потом уже приступаем непосредственно к уроку...

- В последнее время почему-то принято считать, что достаточно лишь подражать тем, кто частенько мелькает на телеэкране, попробовать разок-другой спеть в караоке и ты, дескать, готовый эстрадный артист... И всё реже вспоминают о том, что в годы расцвета жанра, на эстраду приходили вокалисты с серьёзным музыкальным образованием!..

- Владение певческим голосом, действительно, серьёзнейшая работа! И, хотя, как говорится, вся страна у нас поёт, но, далеко не каждый делает это грамотно. Очень много нюансов и в эстрадной песне, и в народном пении, и, конечно же, в классическом вокале. Петь правильно в любом жанре надо учиться! Это только кажется: вышел на сцену и сразу спел безупречно, но на такое лишь редчайшие самородки способны!

Заслуженная артистка Кубани и Республики Адыгея певица, композитор и педагог Рима Казбековна Тлецери

- Кто-то верно сказал о том, что голос человека - самый совершенный в мире музыкальный инструмент, но им надо уметь владеть...

- Правильно! Помимо того, что тебе Боженька дал: сильный голос и неповторимый тембр, надо ещё уметь проявить их на сто процентов!

- И тогда видна индивидуальность - певец, которого узнают по тембру, по выразительному голосу и, конечно же, по оригинальному репертуару...

- Если репертуар не соответствует сценическому образу певца, его вокальным данным, то, каким бы красивым голос ни был, без хороших песен артист не состоится. Всё взаимосвязано! Я очень большое значение придаю репертуару - тому, о чём поёт человек: со смыслом песня или нет. Насколько артист серьёзно относится к репертуару, настолько и вызывает уважение к себе.

- Сегодня среди предлагаемых авторами песен-однодневок подобрать хороший репертуар непросто, тем более для юных вокалистов. Каким образом среди «тотальной попсы» выискиваете песни, которые соответствовали бы и возрасту, и вокальным возможностям детей?

- Интернет помогает. Если задаться целью: искать, то в этом безграничном мире можно найти и хороших авторов, и хорошие песни! Всё индивидуально подбираем в соответствии с возрастом каждого ребёнка, в соответствии с его вокальным диапазоном. Я и сама пишу песни для детей, которые поют мои ученики.

- Сейчас Вы активно заняты взращиванием юных талантов. А кто были Ваши педагоги?

- Я окончила Майкопское училище искусств, руководила ансамблем Дома культуры Теучежска (ныне город Адыгейск), а после обучалась на Эстрадно-духовом отделении Краснодарского государственного института культуры, по окончании которого стала солисткой Краевого концертно-эстрадного объединения музыкальных ансамблей, пела в одном из коллективов Краснодарской краевой филармонии - греческом ансамбле «Сиртаки», а затем началась сольная карьера...

Певица Рима Тлецери и танцевальный ансамбль «Зори Майкопа»

- Я слышал Ваши песни на адыгейском языке - очень зажигательно, весело, порой, лирично. Не ведаю, о чём поётся в этих песнях, но, подразумеваю, что о любви и о родных краях...

- Я всегда пою про Кавказ, про красоту природы, про жизнь нашу и про этот прекрасный мир: про небо, солнце, про то, что нам дано свыше... Я не люблю петь, как говорится, «ни о чём», в моих песнях есть сюжет, образ, созданный стихами и музыкой, особенно, если поётся о любви!

Мои песни, а также песни авторов, с которыми давно сотрудничаю - это Умар Тхабисимов, Юрий Чирга, Мугдин Тлехас, Джанхот Натхо - звучат не только в России, но и за границей - в США, в Израиле, например. Адыги, проживающие на чужбине, не раз просили прислать им записи. Они жаждут песен на родном языке - вдали от родных краёв им этого очень не хватает! С появлением интернета стало проще: можно найти много записей, скачивать, слушать песни. У адыгов, так вышло, нет большой национальной общины, они разбросаны по разным странам. Но тяга к общению, к национальной музыке, к песням на адыгейском языке сохраняется большая.

- Недавно довелось общаться с певцом и композитором из Краснодара Игорем Шишовым. Разговор у нас, в частности, зашёл о том, что надобно возрождать эстрадную песню в её лучших традициях. Ведь, в том же южном городе работали в эстрадном жанре когда-то коллективы и певцы-солисты в Краснодарской краевой филармонии, в творческом объединении «Премьера»... Всё это, можно сказать, утрачено сегодня, а потребность в хороших песнях была, есть и, несомненно, никуда не уйдёт! Вот Игорь Анатольевич и горит желанием возрождать кубанскую эстраду, оказывая содействие талантливым авторам песен, музыкантам и вокалистам...

- Я полностью поддерживаю это доброе дело! Действительно, сейчас много каких-то однообразных, пустых и даже, я бы сказала, просто глупых песен! Они звучат по радио, по телевидению, они на самом виду в интернете. Подрастающее поколение невольно их слушает и мне от этого очень обидно. Нельзя воспитываться на «дешёвых» песнях - на тупых текстах и примитивной музыке! А песен со смыслом - мало. Мы в своё время слушали Юрия Антонова: «Мимо гуси-лебеди любовь мою несут...». Как красиво сказано о любви, какой поэтичный образ! Или, допустим, песня в исполнении Георга Отса: «Я люблю, тебя, жизнь, я люблю тебя снова и снова!..» - какие сильные слова! Или, вот, «...есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь»... А молодёжь, к сожалению, сейчас не привыкла воспринимать такие «смысловые песни»... От поколения к поколению звучали эти песни, а потом, к сожалению, традиция прервалась... Поэтому, правильно говорит Игорь Шишов: надо возрождать эстрадные традиции!

Рима Тлецери - эстрадная певица, исполнительница песен на русском и адыгейском языках

Я всегда любила эстраду, но при этом, всегда была верна и простой народной песне. Родилась я в городе Донецке Ростовской области, а детские годы прошли в Теучежском районе Адыгеи. Возможно, поэтому мне так близки и адыгская, и русская песня. Очень люблю русские народные песни - в них широта, раздолье! Можно сказать, я росла на русской песне - в нашей семье все пели русские народные песни...

- Ваша песня «Санечка» - «частушечно-прибауточная». Это эстрада, но в стилистике народной песни...

- Да, вот такие песни я и люблю, и пою! Песня «Санечка» часто в эфире радиостанции «Казак FМ» звучит...

Эстрадную песню, в которой слышны мотивы песни народной я пела и на Всероссийском телевизионном конкурсе молодых исполнителей «Ялта-91» - на первом конкурсе, проходившем в Ялте. Это была песня композитора Евгения Мартынова на стихи Владимира Харитонова «Вишня», помните: «Вишня белой была, словно вьюга мела...». После самого автора, Евгения Мартынова, на Центральном телевидении эту песню спела первой я. Прямой эфир с живым оркестром!.. Уже потом «Вишню» стали исполнять и Рита Коган за границей, и Филипп Киркоров... А я, перед тем, как выступить в Ялте, приезжала в Москву домой к вдове композитора - Элле, уточняла авторство песни, просила разрешение на её исполнение... В итоге, стала финалисткой конкурса «Ялта-91»!

- А в каких ещё конкурсах участвовали?

- В Краснодаре стала дипломантом фестиваля «Фермата», лауреатом музыкального конкурса «Лестница в небо», а в 1997 году - лауреатом первой степени телевизионного фестиваля эстрадной песни «Венок Кавказа», который проходил в Майкопе; в 2014 году участвовала в концертной программе открытия XXII зимних Олимпийских Игр в Сочи... И, конечно же, вспоминаются концерты в Москве и съёмки на телевидении, особенно сегодня, когда я вновь в столице. Мои песни звучали в телевизионном конкурсе «50х50», в передачах «Утренняя почта» и «Музыкальный киоск»... В то время артисту из региона было проще попасть на московское телевидение...

Творческий вечер Римы Тлецери в Краснодаре (фотография с сайта afisha.yuga.ru)

- То, что в советское время на Центральном телевидении часто звучала музыка народов СССР, это правда. Да и в региональных телепрограммах присутствовал местный музыкальный колорит. Могу судить об этом, в частности, по передачам Краснодарской студии телевидения, которые смотрел в детстве: помимо казачьего фольклора, в эфире были и концерты артистов из Адыгеи - певицы Тамары Нехай, танцевального ансамбля «Нальмэс»... Происходило постоянное знакомство с культурой и традициями географически соседствующих народов. Сейчас такой палитры фольклора народов и народностей России на общероссийских каналах телевидения, увы, не наблюдается...

- Да, сейчас, даже в дни общенациональных праздников в торжественных концертах мы видим тех же «звёздных артистов», которых и так можем наблюдать на телеэкране и слушать по радио буквально каждый день...

Во времена СССР программа праздничных концертов составлялась из номеров артистов разных республик: разнообразие ритмов, яркий национальный колорит... Таджики, грузины, азербайджанцы, украинцы сменяли друг друга на сцене с песнями и танцами... И это настолько было интересно! Через музыку, через культуру это сплачивало людей. К сожалению, сегодня мы отошли от такой традиции, а жаль. Почему так произошло, не знаю. Всё зависит от властей, от тех, кто, как говорится, «заведует культурой». Полагаю, надо возобновлять национальное, дружеское, певческое, общероссийское на сцене - все возможности для этого имеются! Ведь, такое понятие как «дружба народов» как раз и проявляется через знакомство с самобытными национальными культурами, через уважение к традициям разных народов...

Считаю символичным то, что об этом мы говорим в День народного единства. И я хочу всех поздравить с праздником! Всем нациям, которые живут в нашей прекрасной России, желаю крепкого здоровья и процветания, тёплых, дружеских взаимоотношений между собой - чтобы ценили друг друга, чтобы не было вражды, а всегда было взаимопонимание! Как в песне поётся: «Все люди мира - одна семья»!

Виталий Гапоненко, 4 ноября 2017 года

На этой странице сайта «Retroportal.ru» в исполнении заслуженной артистки Кубани и Республики Адыгея Римы Тлецери звучат «Песня адыгов» (музыка Натхо Джанхота, стихи Исхака Машбаша) и песня «Санечка» на музыку и стихи Римы Тлецери.

Год 2020-й в творческой биографии Римы Тлецери ознаменовался выходом нового альбома певицы и композитора «Не расставайтесь любя», релиз которого был осуществлён 9 сентября музыкальным издательством «ЗвукМ». В альбом вошли песни «Где-то в горах», «Это небо», «Санечка Санёк», «Ты любовь моя», «Милый мой родной», «Кавказ», «Как по тебе скучала», «Не говори», «Не расставайтесь любя», «За окном», «Скажи судьба». Послушать альбом Римы Тлецери «Не расставайтесь любя» можно на всех крупнейших музыкальных сервисах интернета, в частности, на «Яндекс.Музыка» и «YouTube».


Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Яндекс.Метрика
Карта сайта Подробно о сайте
© RETROPORTAL.ru     2002 – гг.