певец и композитор, заслуженный артист Кубани
Интервью с Игорем Шишовым было записано в самый разгар работы артиста над большим творческим проектом, посвящённым юбилею Краснодарского края - сборником песен о городах и районах Кубани. В масштабах России проект уникален - на сегодняшний день ни один из регионов страны не предложил ничего подобного! Потому и беседа началась с расспроса о том, какие песни уже скоро зазвучат по всей Кубани.
- Игорь Анатольевич, проект представляет авторские песни или фольклорные записи из городов и районов Краснодарского края?
- Идея не нова, но, так вышло, что кроме меня и музыкантов, с которыми сотрудничаю, никто не стал её развивать. Ведь, всё началось ещё 15 лет назад, когда отмечалось 65-летие образования Краснодарского края. Тогда и появилась идея: почему бы не сделать альбом песен, посвящённых краю?!
Это был 2002 год. Мы выпустили тогда двойной компакт-диск и назвали его «Золотые мелодии Кубани» - банально, но тем не менее. Главное: идея была воплощена - CD вышел! На первом диске представили песни наших классиков: Григория Пономаренко, Григория Плотниченко, Виктора Захарченко, Виктора Пономарёва, Виталия Кеворкова и других композиторов. Записи брали в архивах и реставрировали - чистили от шумов и искажений всеми возможными на то время методами. А второй диск - произведения композиторов более молодого поколения. Кого-то из них уже нет в живых, как, например, Володи Магдалица - две его песни на диск были записаны...
Тогда путём сложных притираний и компромиссов сумели договориться о сотрудничестве и с Союзом композиторов, и с Управлением культуры Краснодарского края, чтобы компакт-диск стал официальным изданием в регионе. И, несмотря на то, что ярко выраженной концепции диска не было, тираж неожиданно быстро разошёлся (мы тогда тысячи три компакт-дисков выпустили), даже за рубеж немало экземпляров утекло. Издание имело успех! А губернатор Александр Ткачёв как-то при встрече спрашивал: «Почему такой маленький тираж?» Естественно, три тысячи экземпляров мало...
- Даже для Кубани такой тираж невелик. Но сейчас Вы не стали переиздавать диск, а пожелали развить песенный проект?
- Мысль о том, чтобы как-то расширить проект, меня не покидала, когда отмечалось 70-летие образования Краснодарского края, и когда был 75-летний юбилей. Ну, а где-то полтора года назад придумал, каким должен быть обновлённый песенный проект!
Есть субъект - Краснодарский край. По территории таких регионов в России много: края и области. В Краснодарском крае - 38 районов и 6 районообразующих городов, то есть, 44 муниципальных образования. И я подумал: а почему бы не сделать альбом, в котором каждому муниципальному образованию подарить песню - своеобразный «песенный букет Кубани», в котором каждая песня будет о районе или городе, об их индивидуальных особенностях, историческом укладе и местных традициях?! Вот такой, пока не имеющий аналогов в России проект - подарок к 80-летию образования Краснодарского края, которое будет отмечаться 13 сентября 2017 года!
Заблаговременно обратился в Министерство культуры Кубани, был у министра на приёме. И мне ответили: идея замечательная! Но продолжение фразы, как говорится, до боли знакомо - «денег нет». Такая «поддержка», естественно, меня не устроила. И я отправился инстанцией выше - к вице-губернатору. Только после этого визита встретил более-менее понимание у чиновников из Министерства культуры.
В итоге, решено было сделать проект с финансовой точки зрения «народным». То есть, предложили финансирование проекта индивидуально каждым районом края. Но при этом, естественно, вся организация многосложного дела легла на мои плечи - постоянное общение с районами, поездки по краю... Рабочий день у меня начинается в половине восьмого утра - многие главы районов уже в своих кабинетах. Где-то до полудня веду переговоры по телефону, а уже потом дела творческие.
- Как говорится, инициатива наказуема...
- Мы с музыкантами и аранжировщиками не стали ждать, а начали активно работать с районами, откликнувшимися первыми! В итоге, на данный момент готово уже полтора десятка песен. Я понимаю, что при такой схеме реализации проекта завершить его к официальной дате празднования юбилея Краснодарского края не успеем.
- Возможно, ближе к «часу икс» чиновники спохватятся, «вдруг» осознают масштабность проекта, начнут торопить Вас?
- Мы готовы будем показать то, что уже сделано. Но, как говорится, «на поток» ставить творческую работу не намерены. Сейчас просто физически не успеть все 44 песни записать к сентябрю...
Уже лет пять сотрудничаю со звукоинженером Андреем Грищенко. У нас в крае, наверное, никто не работает так, как он - мультитреками, сводя по несколько десятков дорожек! Это ювелирная работа со звуком, которая не терпит суеты и спешки. И результат работы Андрея - высокопрофессиональный уровень сведения музыки!
- Будет двойной компакт-диск, по 22 песни на каждом CD?
- Изначально мы планировали запись CD тиражом в десять тысяч экземпляров. Чтобы каждому району по несколько сот дисков передать. Но при отсутствии централизованного финансирования проекта такая идея перестала быть актуальной. Тем более, что и сам носитель звука - компакт-диск - уходит в прошлое. Уже, к примеру, новые модели автомобилей без дисководов выпускают... Поэтому, возникла идея сделать тираж на флешках - USB-носителях. Есть дизайнерские флешки в виде триколора российского. А можно и с флагом Кубани, а с обратной стороны надписью «80 лет Краснодарскому краю» сделать флешки, например! Одного-двух гигабайт вполне хватит, чтобы уместить все песни на такой носитель информации! При этом, загрузить не mp3, а звук максимально высокого качества.
У юного поколения уже нет CD-проигрывателей, но у всех есть интернет в телефоне. Поэтому, появилась, на мой взгляд, самая лучшая идея - создать сайт с песнями нашего проекта. Любой человек в мире этот сайт сможет найти...
- Интернет - мир без границ!
- Да! Таким образом, песни будут доступны самой широкой аудитории. Можете скачать песни в формате wave, можете mp3-файлы загрузить с сайта в компьютер, планшет или мобильный телефон, а, если желаете сами петь - вот вам тексты и минусовки песен с корректировкой тональности! Пожалуйста, скачивайте бесплатно и пойте на здоровье!
Более того, сайт, полагаю, не должен ограничиваться лишь проектом к 80-летию Краснодарского края, а представлять пользователям всю палитру эстрады Кубани! Все авторы могут бесплатно присылать свои песни и публиковать на сайте. И не я буду цензором, и не какое-то специальное жюри, а сами пользователи - пусть народ оценивает и выбирает лучшие песни. То есть, это своеобразный и непрерывно длящийся конкурс, нацеленный на поднятие жанра кубанской эстрады.
Проект выставит уровень и художественный, и исполнительский, и технический. А это мотивация авторам: и профессиональным, и самодеятельным писать лучше! Такое развитие проекта в web-пространстве, думаю, перспективнее, чем напечатать пусть даже сто тысяч компакт-дисков. Поэтому, полагаю, ничего страшного нет в том, что проект будет завершён позже официального юбилея края.
- Для Краснодарского края весь 2017-й год юбилейный!..
- Если б ещё год назад проекту была оказана реальная поддержка со стороны административных структур, то мы, несомненно, уже успели бы всё завершить и просто ожидали презентации в рамках торжеств по случаю юбилея Краснодарского края.
- Тем не менее, этот проект останется в истории как «песенный букет», собранный к 80-летию края...
- Естественно! Следующая веха лишь через пять лет. Будут новые идеи и, наверняка, новые творческие проекты. Дай Бог всем дожить и быть здоровыми!
У нас культурно богатый край. При этом, что касается фольклора, то он всесторонне поддерживается, звучит постоянно. Это и легендарный Кубанский казачий хор, и великое множество коллективов и исполнителей по всей Кубани! А ещё есть две организации, которые являются продолжателями эстрадной традиции - творческое объединение «Премьера» и Краснодарская краевая филармония. Эстрада Кубани ведёт отсчёт своей истории с 1960-х годов!
- Когда-то художественный руководитель филармонии Владимир Бурылёв презентовал мне книгу, изданную к 50-летию этой концертной организации. И на её страницах были рассказы о солистах и ансамблях, которые работали на Кубани именно в эстрадном жанре в 60-е - 80-е годы...
- ВИА «Ива» - был такой эстрадный ансамбль в Краснодаре, магнитозаписи которого известны меломанам всей страны! Недавно ушёл из жизни его руководитель Серёжа Полежаев... В 70-е годы Александр Серов пел на сцене Краснодарской филармонии... Сегодня, к сожалению, всё это забывается... Да и эстрады как таковой нет. Я не беру в расчёт «попсу». Эстрадная песня несла в себе, скажем так, лирико-патриотическое звучание в самом лучшем смысле этого слова. А сегодня «попса» выдаётся за эстраду...
Мы для проекта о крае пишем песни в эстрадном жанре. Молодёжь в районах слушает их и говорит: «И звучит клёво, и о нашем районе поётся!». Кстати сказать, первый район, которому написали песню - они молодцы, самые ответственные оказались - Павловский. Мы такой хит, такой шлягер им сделали! Без преувеличения, все станицы района его уже знают! Насладились «плюсом» и звонят мне, благодарят: «Спасибо за песню, а теперь дайте нам минус - мы сами петь песню будем!» Сделали минусовую фонограмму, оставив бэк-вокал, переслали им. А они вновь: «Дайте полный минус!» Ну, хорошо! Держите! Пойте песню! И, надо сказать, они не одни такие: уже поют Белоглинский и Абинский районы. Думаю, очень скоро количество районов, в которых жители сами исполняют песни из нашего проекта, возрастёт.
Далее - Успенский район. Сделали им красивую лирическую песню. Они послушали и говорят: «А почему у Павловского района танцевальный хит, а у нас - «медляк»? Мы тоже хотим танцевальную!» Ну, не может сборник состоять только из близких по темпу песен! Это как букет: не могут в нём быть одни только розы или, например, орхидеи. В нём и василёк должен быть, и ромашка...
- А кто в районах слушает предлагаемые варианты песен? Чиновники из администраций?
- Начальники Управлений культуры на местах. Они между собой общаются, обсуждают песни. Вот почему-то в Успенском районе решили, что у них должно быть также, как и в Павловском!.. А я им в ответ: «У нас нет задачи сделать нон-стоп дискотеку из 44 песен на тему 80-летия Краснодарского края. На коллегии в Министерстве культуры ещё в феврале обо всём подробно рассказывал. Поверьте, - говорю им, - по общемировой статистике шлягерами чаще становятся медленные песни, нежели в быстром темпе написанные. Вспомните платиновые хиты ХХ века - “Yesterday” The Beatles, “Angie” The Rolling Stones...»
- Да и в советской эстраде сколь угодно примеров!..
- Естественно! А если говорить о Кубани, то какие самые известные песни о нашем крае?
- «Кубанские синие ночи»...
- Верно, песня Григория Плотниченко. А ещё «Тополя» Григория Пономаренко... Красивая лирическая песня.
Вот и в песне об Успенском районе о «полях во всю ширь» поётся, да о том, что «тихо плещется речка Уруп...» Выйдете вечерком на берег Урупа, послушайте песню, проникнитесь!..
Динской район следующим был включён в проект: какая песня получилась - «конфетка» просто! А в Каневском районе, например, поступили практичнее, попросив Гимн района. Написали с удовольствием Гимн! Но в отдельных районах меня, как говорится, «водили за нос», торгуясь: дескать, компакт-диски нам не нужны, а можно ли бесплатно песню получить или хотя бы дешевле?.. Несколько районов сразу сказали: «Нет! И не надейся на наше участие в проекте!» Это было честно, по крайней мере, но обидно. За них обидно.
- А причины таких ответов?
- Причины, полагаю, в недальновидности чиновников, в их нежелании вникать в суть идеи проекта - представляющего всю географию Кубани через песни. Забывают, что «не хлебом единым»...
Бывает так: из района поступает «добро» в устной форме, но деньги при этом на счёт не приходят. Пока ожидаем денег, чтобы не тормозить проект, пишем песню и отправляем на прослушивание уже сведённый вариант. Собирается в районе комиссия, состоящая из депутатов, ветеранов и так далее... Вердикт: песня не понравилась. И мне начальник управления культуры говорит: «А что я могу сделать? Общим собранием решили: людям не понравилась песня...» И всё начинается заново, а время идёт... Что это: просто несерьёзное отношение к проекту или же намеренное саботирование его?
Хочу сказать спасибо районам, которые стали участниками проекта, откликнулись в числе первых! Помните, как в прежние времена: если руководство говорило «Надо!», то на местах отвечали безоговорочно «Есть!» А сейчас не так. Сейчас имеется только рекомендация поддержать проект, принять участие в нём. Поэтому, порою, в районах и ссылаются на то, что не приказано им, а всего лишь рекомендовано...
Некоторые начальники управлений культуры предлагают нам песни авторов и исполнителей из районов. Я десятка три таких песен послушал, только две взял в проект. Теперь предстоит неизбежная редакция текста, аранжировки и запись профессиональных вокалистов... А порою присылают записи, которые я называю «хор беззубых бабусек под аккомпанемент неопохмелившегося баяниста». О художественном уровне таких песен и упоминать не хочется, равно как и о низком техническом качестве фонограмм - даже не представляю, на какие звукозаписывающие устройства это писалось... При этом на полном серьёзе говорят: нам песня нравится, просто возьмите эту запись в свой сборник и никаких новых песен для нашего района записывать не надо! И такое слышу из уст замглавы района по культуре!..
- Большими, масштабными проектами заниматься интересно и сложно... Песни, что называется, уйдут в народ, будут звучать в записях, исполняться на концертах. Собственно, это уже происходит...
- Инициатива создания проекта не от Министерства культуры Кубани исходила и не от Союза композиторов, который 15 лет назад был причастен к выходу в свет сборника «Золотые мелодии Кубани», а от частного лица - Игоря Шишова... Теперь говорят, мол, как это Шишов сам затеял такой большой проект, к тому же, он не состоит в Союзе композиторов! Я принципиально не состою в нём. У этой организации все возможности имеются продвигать, популяризировать песни Кубани. Но за 15 лет хоть что-то подобное Союзом предложено?.. Сам я никогда и ни к кому не напрашивался. Если меня приглашают, значит, считают это нужным. Тогда я с удовольствием участвую, конечно, если это достойная идея.
- Песни будут звучать и в эфире «Казак FM», полагаю, и на волнах «Первого радио» - крупнейшей радиосети юга России - радиостанции, эфир которой слушают даже за пределами Кубани.
- Главное, чтобы не было стыдно за сделанное... С радиостанцией «Казак FM» уже имеется договорённость о том, чтобы песни звучали в её эфире. Наш проект, словно для этой радиостанции и предназначен – целевая аудитория!
- Тогда расскажите, кто авторы песен, кто исполнители?
- Многие песни написаны мною. И я стремился писать максимально разнопланово, разнохарактерно. Помимо этого, привлёк к участие в проекте разных аранжировщиков - у каждого свой творческий почерк!
Практически весь материал в черновиках есть. И я уже знаю, кто, например, из народников будет петь песни, которым именно такие голоса, такая манера исполнения позволят зазвучать максимально выразительно. Хоть это и стилизованный фолк, тем не менее, для исполнения нужны артисты, поющие в народной манере. Ну, а в данный момент разнообразные солисты работают над песнями. Например, в новой песне о Краснодаре вокалисты будут представлять и эстрадный, и классический, и народный жанры.
- А поэты кто?
- Наши, кубанские авторы! Работаю активно с Людмилой Фоминых. С этой талантливой поэтессой и раньше сотрудничал - несколько больших работ было сделано вместе. Пишем, редактируем, правим... По несколько вариантов отрабатываем... Бывают счастливые моменты, когда с первого раза нравится заказчику песня, особенно, если это капризный заказчик...
- Одним из ваших постоянных соавторов был Сергей Трегубов...
- Я очень долго и плодотворно и с большим удовольствием работал со своим кумом и другом, которого нет уже с нами четыре года... Мы не раз говорили с ним о песенном проекте: сделать его к 70-летию, а потом к 75-летию Краснодарского края... Но, оказалось, не суждено...
Сергей Трегубов великолепным артистом был - и драматический актёр, и актёр Театра кукол. А кроме этого, он талантливый сценарист и поэт. Я его «Кубанским Андерсеном» называл... Помните традиционные «Новогодние фантазии» творческого объединения «Премьера»? В течение 17 или даже 18 лет сценарии всех писал Сергей. У меня с ним песенное творчество было. Сколько же всего сочинено для всевозможных мероприятий и концертов «Премьеры»!
Случалось, утром мог позвонить Леонард Гатов и сказать: «К концерту, который состоится вечером, нужна песня! Давайте, срочно!». Уже через час мы с Сергеем в студии... А к началу концерта вокалисты всё выучили, звук сведён и песня открывает концерт в семь часов вечера!..
Уже 12 лет Иосиф Кобзон поёт мою песню на стихи Сергея Трегубова «Так не бывает» - песня о трагедии в Беслане. Мы её написали в сентябрьские дни 2004 года, когда случилась беда... В ночь на второе сентября Сергей продиктовал мне по телефону стихи. К утру музыка была написана. А вечером готова аранжировка и сразу - запись песни. На следующее утро приносим песню Леонарду Гатову. Леонард Григорьевич слушает и тут же звонит Иосифу Кобзону. А Кобзон дома в Москве стоит в дверях, опаздывая в Думу. Дослушав по телефону песню, говорит: «Срочно присылайте текст и делайте оркестровку для большого оркестра!»
В Москве премьера песни «Так не бывает» состоялась в День милиции. Нам с Сергеем сообщили, что песня в концерте прозвучит. Смотрим трансляцию... В тот вечер в зале три президента сидели рядом: Горбачёв, Ельцин и Путин - уникальный момент! Заканчивается первое отделение. Выходит Григорий Лепс и поёт свою песню почему-то на авансцене. За Лепсом занавес закрыт. Потом открывается занавес, а на сцене оркестр МВД, Иосиф Кобзон и юная вокалистка - маленькая девочка, которая в этой песне вокализ исполнила... Всё вживую, естественно! Во время песни раза три показали Путина со слезами на глазах... Упаси, Господи, писать ещё песни на подобные темы...
Уже после, при встрече Нелли Кобзон говорила нам с Сергеем: «Каждый раз, когда Иосиф Давыдович поёт вашу песню, микрофоном вытирает слёзы и потом заходит за кулисы, пьёт валокордин...» Кстати, Кобзон и передал нам благодарность от Путина за эту песню.
- Зрители, слушатели знают Вас не только в качестве композитора-песенника, но и как вокалиста...
- Всё с «Интуриста» начиналось ещё в середине 80-х, со знаменитого гатовского варьете «Вечерняя фантазия». Я оттуда «родом», как и Митя Морщаков, Витя Сафонов, Ира Бабичева, Эдик Григорян, Володя Овчаренко...
- Для артиста пройти через конкурс - хорошая закалка, как говорится! Когда-то песенные конкурсы были обязательной ступенью для восхождения на музыкальный Олимп.
- Дважды участвовал я в сочинском конкурсе песни, но призёром не стал.
- Имеется ввиду конкурс, который появился ещё в конце 60-х под названием «Красная гвоздика»?
- Верно. А потом, в 1991 году этот конкурс перенесли в Краснодар и назвали «Возрождение России». Четыре или пять лет подряд проходил он.
Первый конкурс. В жюри - Валентина Толкунова, Надежда Бабкина, Лора Квинт, Игорь Крутой, Игорь Николаев... Председатель жюри - Иосиф Кобзон. От Министерства культуры России курировал конкурс заместитель министра Анатолий Костюкович. Я же в то время председателем профкома «Премьеры» был, различными организационными вопросами, связанными с конкурсом занимался, участвовать в нём не собирался. Но мне предложили принять участие в конкурсе. Согласился.
Спел три свои песни - две с оркестром, а финальную - под гитару. Текст третьей песни - «Покаяние» - был написан кубанской поэтессой Натальей Ветлицкой - известным в крае врачом: Наталья Анатольевна заведовала детской инновационной клиникой. Талантливая, одарённая женщина! Но судьба её оказалась трагична: Наталья Ветлицкая, попав в аварию, разбилась на машине... Так вот, у неё были стихи, в которых говорилось о проблемах антисемитизма в стране - очень сильный и смелый текст... Когда отзвучал последний аккорд, в зале воцарилась тишина... Около минуты тишина была, а потом - аплодисменты!.. Жена сидела в ряду сразу за жюри. Ей было видно, как члены жюри делают пометки против фамилий каждого участника конкурса... Потом она сказала мне о том, что когда я пел «Покаяние», Кобзон красным цветом под моей фамилией подчеркнул несколько раз!.. И тут, как говорится, всё стало ясно...
Утром газеты написали: «Гран-при не дали, дали квартиру!» Действительно, в тот год мэр Краснодара Валерий Самойленко учредил спецприз для победителя первого конкурса «Возрождение России» - квартиру. И мне дали трёхкомнатную квартиру!
А на следующий год, как победителю внутрироссийского конкурса, Министерство культуры страны прислало мне аккредитацию на первый «Славянский базар» - конкурс международный. И я стал лауреатом, занял третье место. Вот так: не из Москвы или Питера, а из Краснодара певец занял призовое место на международном конкурсе - «какой-то Шишов»...
Каждый член жюри максимально пять баллов мог конкурсанту поставить. Председателем жюри был Владимир Мулявин и у него имелось право добавить ещё один балл - «председательский». Оказалось, что Россия и Украина набрали одинаковое количество балов... И как мне рассказывали, жюри совещалось до четырёх часов утра... спорили, ругались даже. Так вот, Мулявин добавил балл мне... Однако, в итоге, жюри на компромиссной основе решило первое место отдать Украине, второе - Белоруссии, а третье - России в моём лице.
После «Славянского базара» посыпались предложения о работе в Москве. Это был сложный период: надо было выбирать между тремя очень серьёзными предложениями из столицы или же оставаться в Краснодаре... Я не могу сказать, что не жалею о том, что не попробовал себя в Москве. Как говорится, что случилось, то случилось. Довольным всеми обстоятельствами быть невозможно. Мне нравится то, чем занимаюсь в Краснодаре. Я очень увлекающийся человек. Как говорит Евгений Гришковец, «увлекаюсь жизнью»!
- Позитивное отношение к жизни - хорошая черта характера! А под влиянием каких обстоятельств Вы выбрали творческую стезю, став певцом, композитором?
- Отец мой был военным, служил на истребителях МИГ. А жизнь военного - частые переезды...
Родился я в жаркий день 26 января 1959 года в городе Небит-Даг Ашхабадской области - в Туркмении. Так что, практически в пустыне Кара-Кум, почему и говорю о том, что этот январский день был жарким! Но прожил я в Небит-Даге полгода - родители переехали в Краснодар. А в школу пошёл уже в городе Черновцы... За десять лет пришлось поменять восемь школ. Оканчивал десятилетку в 77-й школе Лейпцига...
Поступил в краснодарский политехнический институт и в 81-м году его закончил. Это был первый выпуск факультета ОАПП - оборудование и автоматизация пищевых производств. Признаться, пять лет в вузе я занимался... своей музыкальной группой. Экзамены сдавал в свободном графике. Уже тогда осознал, что инженера из меня не получится и только лишь потому, что, как говорится, это не моё! Правда, после института я всё же работал в одном из НИИ...
В 1984 году родилась дочь. В тот год начал петь у Леонарда Гатова в варьете - в «Вечерней фантазии». И тогда же поступил на вокальное отделение Краснодарского музыкального училища. Меня взяли сразу на второй курс. А после года учёбы, сказали: «Свободен! Тебе здесь больше нечего делать - тебе надо поступать в консерваторию!» И я отправился в город Горький. После прослушивания в консерватории ректор сказал: «Если бы у меня выпускники так пели «Dignare» Генделя, это было бы очень хорошо! Значит, так: отдельная комната в общежитии и к экзаменам можешь не готовиться! Считай, что ты принят».
Окрылённый возвращаюсь в Краснодар... Всё, вроде бы удачно складывается, но уезжать на несколько лет в далёкий город от семьи, когда дочка ещё совсем маленькая... Меня разрывало на тысячу кусочков: как быть?.. И я отказался от учёбы в Горьковской консерватории. А вскоре узнал о том, что в Саратове открывается первый в стране экспериментальный заочный набор на вокальное отделение консерватории. Конкурс огромный! И при этом, только по направлениям от Управлений культуры возможно в нём участие. Консерватория в Саратове - одна из самых именитых!
Собрал необходимые документы, приехал в Саратов. Вместе со мною поступали наш земляк Виктор Черноморцев, ставший известным певцом и педагогом, солистом Мариинского театра, а также Сергей Алексеев - ведущий солист оперного театра в Чебоксарах, великолепнейший драматический баритон сказочной красоты! Во время сессий жили в одной комнате в общежитии, которое находилось во дворе консерватории. Так что, довелось с очень интересными людьми познакомиться и в очень хорошей консерватории учиться.
Экзамен, помню, принимал Леонид Сметанников - он председателем приёмной комиссии был. Ректор Саратовской консерватории - вокалист Александр Быстров. Как-то в процессе учёбы Александр Иванович сказал мне: «Игорь, ну, зачем ты поёшь в варьете?! Приезжай сюда, в Саратов! Я тебя переведу на дневное отделение, пробью жильё для тебя и будешь работать в оперном театре - будет у тебя хорошая карьера!» Я в ответ: «Александр Иванович, оперная сцена - не то, о чём мечтал. Мне ближе эстрада».
- Но Вы полный консерваторский курс прошли?
- Да. Однако уже после третьего года обучения понял, что все основные знания, которые мне были необходимы, в консерватории получил. Ну, а ещё за время учёбы познакомился со многими певцами и композиторами. Например, с Игорем Крутым, когда он ещё не был «так крут» и не был тогда ещё Игорем Яковлевичем, а просто - Игорёша Крутой. Он в то время работал аккомпаниатором у Леонида Сметанникова и Валентины Толкуновой, но ему нужно было образование консерваторское - «корочку» - получить. С Александром Серовым в Саратове познакомился. Как раз триумфом завершилось его выступление в Европе - он получил «Гран-При» на международном конкурсе в Праге. Помню, Саша рассказывал о том, как это было: как принимала его публика, с кем он теперь знаком из мировых знаменитостей... А после, также во время дружеских посиделок, своей версией поделился Игорь Крутой. И, надо сказать, эти рассказы значительно отличались друг от друга... Многое вспоминается сегодня с какой-то ностальгической ноткой... Хороший отрезок жизни был!
А потом начались гастроли шоу-театра краснодарского, появилось в нём много молодёжи - Леонардом Гатовым создано было творческое объединение «Премьера»... А я стал понимать, что вырастаю из формата шоу-театра. Началась, в том числе, студийная работа - стал писать песни - ощутил себя не только вокалистом, но и композитором-песенником.
- Вам посчастливилось работать с Георгием Гараняном? Ведь, насколько известно, Георгий Арамович сотрудничал с «Премьерой» буквально со дня основания этого творческого объединения в Краснодаре.
- Первая программа «Премьеры» была целиком с живым звуком - под аккомпанемент оркестра, дирижировал которым Георгий Гаранян, он музыкальным руководителем был. И на первые гастроли в Югославию с «Премьерой» ездил. Мы успели ещё до войны побывать в этой стране... Чуть больше месяца длились гастроли, всего два выходных было - 30 концертов! Каждый день концерт под живой оркестровый аккомпанемент! Замечательный «шведский» состав оркестра под руководством Гараняна звучал просто классно!
В той поездке довелось много общаться с Георгием Арамовичем... По сути, Мэтр явился для меня первым наставником в композиторской деятельности. Я получил от него много очень ценных советов, которыми руководствуюсь и поныне. Постоянные репетиции, зарубежные гастроли, «внерабочее» общение - замечательное время! Георгий Гаранян - удивительный человек: интеллигентный, высочайшего уровня профессионал!
Леонард Гатов и Георгий Гаранян знакомы чуть ли не с 70-х годов были. В то время Гатов режиссировал грандиозный концерт-хронику «Песня Малой земли». Эту программу записали на двойной виниловый диск-гигант вокалисты из Краснодара в сопровождении ансамбля «Мелодия» под управлением Георгия Гараняна...
- Леонард Григорьевич умел создавать максимально комфортные условия для творчества...
- Когда не стало Леонарда Григорьевича, меня уговорила Татьяна Гатова остаться в «Премьере». Хотя в то время настойчиво приглашал меня мэр Анапы перебраться в приморский город, причём, на весьма завидных условиях... Но я остался в «Премьере», с которой столько лет жизни связано! Остался... всего на два года... Творческое объединение без Леонарда Гатова - это уже другая история...
- Леонард Гатов - генератор идей был! И организатор великолепный! Каким образом он собирал людей в «Премьеру», где разыскивал таланты?
- Самое любопытное, что Гатов никогда не искал людей! Он был магнитом! Людей самих к нему тянуло. Потому, что, когда с ним знакомились, общались, невозможно было не проникнуться планами и идеями, которыми он жил, он умел вдохновлять! Я рад, что в жизни у меня был такой человек. Это очень крутые университеты! Столько поработать с Гатовым, дорогого стоит!
И не сомневаюсь: был бы жив Леонард Гатов, песенный проект к юбилею Краснодарского края не испытывал бы никаких сложностей! Но мы закалены в творческих битвах и поэтому верим в то, что проект состоится и будет жить!