Народный артист России
- Единственный репродуктор был на всю нашу кубанскую станицу Рязанскую. Находился он на площади. Из него лились дивные, волшебные звуки... Я тогда ещё не знал, что такое ария или романс - просто стоял и слушал, зачарованный. А потом старался подражать Шаляпину, Михайлову, Рейзену… Басом затягивал услышанные по радио арии.
Станица Рязанская - певческая, впрочем, как и многие станицы. Впечатления от первых послевоенных лет: голодные были, разруха, холодно. А шли на работу наши женщины, русские крестьянки, и непременно распевали красивые душевные песни. Хор станичный был хороший. И мы, мальчишки, тоже не прочь были показать, на что способны. Представления целые устраивали. Собирались в парке. Я, например, пел, аккомпанируя себе на гармошке, а станичники подпевали и плясали. Да, а как талантливо вытанцовывал Володя Оноприев - ныне заслуженный врач России, профессор, хирург с мировым именем - тоже наш, рязанский. Но кто знал тогда, кем мы станем в жизни?
Юный Саша Плахтеев любил слушать и грампластинки. Хотя в Рязанской патефон был редкость, все же записи Лемешева и Козловского и ещё довоенные пластинки Шаляпина у станичников были. А музыкальное произведение на грампластинке, в отличие от радио, можно слушать и слушать сколько угодно. Закончилась песня. Возвращаешь иглу на начало записи, заводишь патефон - и вновь внимаешь голосам великих артистов. И это была первая вокальная школа будущего известного певца.
Настоящая же профессиональная вокальная подготовка началась несколько лет спустя. Александр Плахтеев поступил в Краснодарское музыкальное училище имени Римского-Корсакова в класс Константина Ардатова.
- Константин Александрович давал мне читать книги Станиславского и Немировича-Данченко, двухтомник Шаляпина… Как много я для себя открыл! «Читай, развивайся, расширяй свой кругозор», - говорил педагог.
- Так вот, - продолжает Александр Плахтеев, - когда я познакомился с Константином Ардатовым, мне вдруг показалось, что этого человека я искал всю жизнь. Он был уже в летах, однако высокий, статный, красивый дед, брови вразлёт, усики и бородки клинышком - точно Мефистофель без грима!
Начались занятия. Какими эрудицией, культурой, интеллигентностью обладал этот человек!
Злые языки не раз говорили: «Да что тебе может дать старик?» Неправда. Вы бы слушали его уроки! Учиться у Ардатова было одно удовольствие. Он умел прекрасно объяснить, как надо исполнять ту или иную арию или же отдельный фрагмент произведения, даже не показывая голосом, как надо петь. Например, я разучивал арию Сусанина. И Константин Александрович рассказывал мне, кто такой Сусанин, что он сделал в жизни, почему завёл поляков в непролазную глушь и так далее. И затем, во время пения, я всё зримо представлял, легко вживаясь в роль… И этого было более чем достаточно для глубокого понимания произведения. Ардатов - великолепный педагог. Воспитанник Московской консерватории, сам он учился у итальянского маэстро. Основы итальянского бельканто передавал своим ученикам.
По окончании Краснодарского музыкального училища Александр Плахтеев поступил в Ленинградскую консерваторию. Затем были учёба в Краснодарском институте культуры и здесь же преподавательская работа. Но всё это было позже…
А первое выступление Александра Ивановича на профессиональной сцене состоялось ещё до поступления в музыкальное училище - в ансамбле песни и пляски группы советских войск в Германии, куда привела будущего баса армейская служба.
Спел художественному руководителю ансамбля народному артисту России Сурену Боблоеву «Вдоль по Питерской» и был принят в коллектив. А когда истёк срок службы, Сурен Исаакович, человек строгий и требовательный, не хотел отпускать: «Отпуск тебе дам, - говорил он. - Приедешь, посмотришь, как там люди живут, и непременно вернёшься». - «Как бы на родине люди не жили, а мне хочется домой, в Россию». В таких «переговорах» прошло месяца два, и Боблоев сдался: «Ну что, Плахтеев, решил-таки на Родину ехать?..»
- Вручили мне грамоту, посадили в «Волгу» и совершили три круга почёта под гром оркестра вокруг клумбы во дворе части, на которой красовалась большая пятиконечная звезда из цветов… Вот так завершились мои первые «зарубежные гастроли».
И стал Александр Иванович Плахтеев солистом Краснодарской краевой филармонии. Работа в музыкальном лектории предполагала гастроли не только (и даже не столько) за рубежами Отечества, сколько по стране. Более чем за три десятилетия службы искусству исколесил артист практически весь Советский Союз.
Увы, сегодня концертные бригады лектория - уже история филармонии, но тематические программы по-прежнему остаются в репертуаре певца. Это литературно-музыкальные композиции по лирике Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Сергея Есенина, а также созданные в содружестве с кубанским поэтом Виталием Бакалдиным.
Плахтеева-солиста, исполнителя классического оперного репертуара, народных песен и романсов хорошо знают зрители.
- Приезжаю в далёкую станицу, а мне говорят: «Мы вас помним, вы были у нас с концертом».
А знаете, откуда творческие силы беру? Каждый раз, возвращаясь, усталый, домой, стараюсь уединиться. Включаю записи Фёдора Ивановича Шаляпина и просто сижу, слушаю. Часами могу слушать его дивное пение. И очищаюсь. После чувствую, как будто заново на свет народился. Искусство Шаляпина так благотворно воздействует на меня. Хочется улыбаться, жить и творить!
В минувшем году Александр Плахтеев выступал в московском Доме-музее Шаляпина, исполнял произведения исключительно из репертуара самого Фёдора Ивановича. Артист долго готовился к этому концерту и прекрасно понимал свою ответственность, ведь слушатель непременно будет сравнивать его исполнение с эталонным - шаляпинским. Отклики последовали доброжелательные. А газета «Вечерняя Москва» даже опубликовала восторженную рецензию «Ожившие шедевры шаляпинской пробы».
Кстати сказать, на том концерте были представители Министерства культуры Белоруссии. И Александр Плахтеев получил официальное приглашение посетить с концертами Белоруссию.
Ещё свежи воспоминания о прошедшем весной Всероссийском фестивале «Две жизни - одна судьба», посвящённом 125-летию со дня рождения наших соотечественников - Фёдора Ивановича Шаляпина и Сергея Васильевича Рахманинова. Юбилейные торжества проходили на сценических площадках Кисловодска, Ессентуков и Пятигорска.
- Помню, вышел я на сцену зала имени Сафонова в Кисловодске, на которой и проходило открытие фестиваля, - рассказывает Александр Плахтеев. - Акустика там великолепная! Представил - несколько десятилетий назад здесь, на этой самой сцене, пел Фёдор Шаляпин, а аккомпанировал ему Сергей Рахманинов… И родилась у меня идея провести и на Кубани, в Краснодаре - городе, в котором также выступали и Шаляпин, и Рахманинов, - шаляпинские дни, хотя бы несколько концертов. Я уверен, что зритель с удовольствием придёт на эти концерты.