(исполнитель оперных арий, романсов, народных и авторских песен)
В затерявшемся на самой границе Саратовской и Волгоградской (в 1930-е годы именовавшейся ещё Сталинградской) областей селе с названием Малая Князевка жил мальчишка по имени Александр. Обычный мальчуган, такой, как все, да голос у него был сильный, звонкий. Из всех сельских забав более всего Саша любил слушать песни - те, что передаются из уст в уста от поколения к поколению, песни, которые зовутся народными. И очень нравилось самому исполнять их. А сельчане с удовольствием слушали, как он поёт.
Знал Саша Мордовин песен много: от отца с матерью, обладавших хорошими голосами, и пели они так, что заслушаешься; да был ещё в Малой Князевке неведомо откуда патефон - один на всё село и несколько пластинок - старых, шипящих, с такими же удалыми и раздольными песнями. Много раз слушал их Саша и выучил наизусть. Мечтал Александр Мордовин стать певцом. Учителя в школе ему говорили: «Поступай в консерваторию - голос-то хороший, примут!».
Но, видно, не по душе стало кому-то, что в семье Мордовиных лад. Шёл жуткий 37-й год… Отца Александра, Осипа Мордовина, работягу, колхозного бондаря, арестовали. Пришла в дом беда: потеря кормильца. И пришлось ему не то, чтоб забыть о мечте, а просто думать о том, как выжить. Остались они вдвоём с матерью. И работать надо, и учиться. «Что ждёт меня, сына "врага народа" без образования, без профессии?» - думал Александр.
Учиться паренёк любил и мечту свою не оставил. Окончил сельскую семилетку, и затем пришлось ему шагать в одно из соседних сёл - Колокольцовку, километров за восемнадцать - там была десятилетняя школа. И так на все занятия в течение трёх лет со скудным пайком на день. Годы были тяжёлые, военные. Бывало, замерзал в зимы; мать часто говорила: «Сынок, хватит уже учиться». Но без знаний дальше-то как?
Середина сороковых… Александр Мордовин окончил школу. И вот он едет в Саратов поступать в консерваторию. Первый экзамен - специальность. Дошла очередь и до Александра.
- Что споете? - обратился к нему председатель приёмной комиссии.
- Русскую песню «Когда я на почте служил ямщиком». Могу исполнить и песню «Родина» («Вижу чудное приволье») - очень люблю я её.
Строгая комиссия прослушала пение Александра и вновь председатель обращается к экзаменуемому.
- Хорошо, хорошо. А теперь исполните романс.
- А я не знаю романсов, - растерялся юноша.
- То есть как это «не знаете»? - удивился педагог. - А арию?
- И арии никакой я не знаю, - честно признался Александр.
Удивившись, председатель спросил: «А вы где учились до сих пор?»
- В школе я учился.
Члены комиссии не могли поверить в то, что юноша, профессионально владеющий и голосом, и техникой исполнения, только что так артистично выступивший перед ними, не имеет начального музыкального образования (а возможно ли было его получить в маленьком селе?). И мнения членов комиссии разделились: кто-то был за то, чтобы принять несомненно талантливого юношу, уверял, что он сможет наверстать упущенное, что такие голоса - редкость; другие, напротив, заверяли, что человеку, даже сверхталантливому и способному, но без начальной музыкальной подготовки в консерватории делать нечего, да и, конечно же, внимательно прочли анкету Александра…
Вердикт, вынесенный Мордовину, был суров: принимать не положено!
Что ж, теперь предстояло либо навсегда распрощаться с заветной мечтой, либо, наоборот, постараться сделать всё возможное, чтобы мечта стала реальностью.
Давний приятель Александра, встретив его удручённого и узнав, что ему не удалось стать студентом консерватории, удивился: «Тебя-то с таким голосом и не приняли?» И, не раздумывая, добавил: «Идём к нам в автодорожный институт. Поступишь, будешь учиться, а там видно будет, что дальше».
- Да я и не знаю, как мне быть? - не ожидал такого предложения Александр. - Домой надо мне. Ведь сухари, что мать в дорогу дала, уже закончились…
С несказанной благодарностью вспоминает сейчас Александр Мордовин своего тёзку Александра Мандрыченко, который помог ему тогда.
Александр Осипович стал студентом автодорожного института.
Началась учёба. Но чувствует он, не лежит душа к этой профессии. Проучился год и пришёл к декану с просьбой отпустить его из вуза. А тот ни в какую, не желает отчислять примерного студента! Но парень настоял на своём: забрал документы и отнёс их в… авиационный техникум. Его сразу приняли на третий курс. А посоветовал Александру отнести документы в техникум, знакомый, тоже, как и он, поступавший в консерваторию, но по классу аккордеона и тоже, к сожалению, неудачно. Дело в том, что при этом учебном заведении были хорошая художественная самодеятельность и свой эстрадный оркестр. Появилась возможность всё свободное время отдавать музыке - Александр стал солистом оркестра.
Окончил техникум Александр Мордовин на отлично: красный диплом. Но всё по той же давней роковой причине возникли для него ограничения с выбором места работы. Вместо пяти городов ему было разрешено ехать только в два: либо в Александровск-на-Амуре, либо в Омск. Он выбрал Омск. И с 1951 года стал работать на авиационном заводе.
Работа спорилась, да и музыкальную деятельность Александр Осипович не бросал: в своём цехе организовал художественную самодеятельность. И на удивление всем вскоре его коллектив стал лучшим среди 37 цехов. Часто по вечерам после работы самодеятельные артисты под руководством Александра Мордовина показывали своё мастерство. Но руководство завода стало получать не только восторженные отклики на их выступления; появились и «сигналы», что «завод, дескать, авиационный - дело серьёзное, работа ответственная, цех окончательной сборки самолётов, а Мордовин - «сын врага народа». И как это артиста (!) допустили к столь ответственной работе?» Заступился тогда за Александра Осиповича директор завода - он не только ценил его как хорошего работника, но и очень любил музыку, любил искусство. «Я за Мордовина ручаюсь, как за себя», - сказал он. В виде исключения он же и разрешил своему подчинённому заниматься в музыкальном училище. А так как в училище было только дневное отделение, то Александру Осиповичу приходилось с восьми утра до полудня работать в цехе, затем он уезжал на занятия, а с пяти вечера вновь на завод - и восьмичасовую смену отрабатывал, и постигал музыкальные дисциплины. И так в течение трёх лет. Нелегко. А когда учился на последнем курсе, то стали приглашать его в Омскую филармонию выступать в концертах.
Оканчивал Александр Мордовин музыкальное училище уже будучи солистом Омской филармонии.
Но тяжело было свыкнуться с капризами погоды сурового сибирского края, его продолжительными снежными зимами (наверное, для этого надо было родиться на этой земле). И потому, когда в 1961 году артисту пришло приглашение от Краснодарской краевой филармонии, он с радостью его принял. Но из Омска ставшего популярным тенора не отпускали (к тому времени проработавшего в филармонии пять лет). На свой страх и риск артист взял билет на самолёт и, так и не уволившись, улетел в Краснодар. Здесь, как сообщалось в телеграмме, полученной им накануне, его ждала бригада артистов музыкального лектория.
Встретили Александра Осиповича в Краснодаре радушно. И сразу за работу, буквально на следующий день - концерт.
Уже потом узнал он о разговоре директора филармонии с музыкантами лектория, состоявшемся перед его первым выступлением на Кубани. «Присмотритесь к новичку: как споёт, - распорядился директор, - скажете, какой у него голос, как умеет держаться на сцене. И тогда будем решать: принять его или нет». Долго раздумывать не пришлось - по окончании с успехом прошедшего концерта, в котором артист исполнял произведения Чайковского, минуя прослушивание на художественном совете филармонии, Александр Осипович Мордовин был принят в бригаду музыкального лектория.
Старожилы помнят популярность филармонического лектория. Программы, подготовленные артистами, знакомили с жизнью и творчеством русских и зарубежных композиторов, историей создания произведений разных жанров и соответствующих музыкальных иллюстраций к ним. Часто на концерты невозможно было достать билет - у слушателей был большой интерес к классической музыке. А концерты артистов музыкального лектория проходили не только по краю, концерты бригады слушали в разных городах страны. Такая форма музыкального просвещения была весьма популярна - к восьмидесятым годам при Краснодарской филармонии работали уже три бригады артистов! И, как правило, каждая новая концертная программа лектория по окончании гастролей записывалась на краевом радио.
Александр Осипович говорит: «Солист лектория должен быть универсальным певцом - он должен уметь исполнять всё: от арий, романсов до частушек и даже эстрадных песен. В программе концерта обычно требовалось исполнить три-четыре произведения, но если слушатели просили, то я с удовольствием пел гораздо больше. Невозможно словами выразить, насколько приятно видеть в зале глаза благодарных зрителей. Пение - это внутренняя потребность, без которой моё существование, пожалуй, не имеет смысла». Репертуар Александра Мордовина включал около пятисот оперных арий, много романсов, народных песен…
После непрерывной двадцатипятилетней артистической деятельности Александр Мордовин на пенсии, но он участвует в спектаклях ансамбля оперы Краснодарской краевой филармонии. Разве можно так просто оставить творческую работу, в которой смысл всей жизни.