Заслуженная артистка России
- Обычно мы, журналисты, представляя артистов, говорим: «гости Кубани». А Вас рады приветствовать на родной кубанской земле.
- Да, детство моё прошло на Кубани. Родилась я в станице Абадзехской. Правда, в Абадзехской жила не долго. Когда появилась на свет младшая сестренка - Галя (нас ведь четыре сестры: Татьяна, Ольга, я и Галина), мы несколько раз переезжали и наконец обосновались в Ярославской станице. Отец очень любил музыку, играл на баяне и очень хотел, чтобы все мы обязательно учились в музыкальной школе. И поэтому за двадцать километров в станицу Лабинскую (ныне это город Лабинск) после уроков в общеобразовательной школе, ездили в школу музыкальную. Год так промучились - очень сложно было. А потом переехали в Белореченск.
Можно сказать, детство моё закончилось в Белореченске. В этом городе я окончила десятилетку, там была хорошая музыкальная школа. Пять лет я занималась по классу баяна. Много участвовала в самодеятельности. Мы с сёстрами любили петь. С детства, я вспоминаю бабушку - бабу Нюру. Когда она приглашала нас к себе в Абадзехскую, говорила: «Девки, вы без концертной программы не приезжайте!» И вот мы: Оля - на баяне, я - пою, Таня - акробатические этюды показывает. И стихи читали, и «Казачок» танцевали. А бабушка возила нас и в Леспромхоз, и в детские сады, и школы. И везде мы давали концерты. Так что, можно сказать, бабушка была нашим первым продюсером. Ей очень нравилось, что мы любим петь. И она говорила: «Девки, вы у меня будете артистками».
- Так, собственно, и произошло. Первая рецензия на Ваше выступление была опубликована ещё здесь, на Кубани…
- Местные газеты писали о моих выступлениях, о моих первых артистических успехах. Тогда мне шестнадцать лет было. Я оканчивала десятый класс. И вот на зимних каникулах мама повезла меня в Москву на прослушивание в училище имени Ипполитова-Иванова…
- Встреча с Александрой Прокошиной во многом повлияла на Вашу творческую судьбу…
- Когда мы приехали, у студентов шла зимняя сессия. Все педагоги были заняты и директор училища (она вела сольное народное пение) отказалась меня слушать. А Александра Васильевна Прокошина тоже пришла на экзамены, увидела нас. Ведь она сама непростой судьбы. В 14 лет чуть ли не пешком из Калужской области пришла на прослушивание в хор имени Пятницкого. Её снаряжали всей деревней. И она очень чутко отнеслась к нам: послушав моё пение, сказала, чтобы я обязательно приезжала поступать в училище, даже оставила свой адрес. И летом мы с мамой останавливались у неё дома. Так что она была первым моим педагогом.
Судьба её сложилась не очень отрадно. Вскоре она заболела, ушла из училища, уехала в Кировскую область и вела там народный хор. А заканчивала я училище в классе Валентины Ефремовны Клодниной. Это была тоже очень известная артистка. Она в своё время пела «Ой, туманы мои, растуманы», песни военных лет - пела с хором имени Пятницкого, была солисткой хора.
- На пластинках её имя встречается не раз…
- Знаменитый дуэт был: Прокошина - Клоднина. Помните песню «На закате ходит парень»? У Александры Васильевны, например, визитная карточка - песня «Вдоль деревни».
Вот так и началась моя московская жизнь. Но, естественно, я Кубань не забывала и каждый год и даже, по возможности, несколько раз в год я приезжала на Кубань. А потом стала работать в хоре имени Пятницкого.
- Вы были солисткой хора…
- Я была солисткой хора имени Пятницкого в течение пяти лет. Началась гастрольная жизнь. Поездок много было. И по стране - тогда Советскому Союзу, и за рубеж. В основном доверяли частушки, хотя лирика мне тоже удавалась, но считали, что частушки в моём исполнении слишком хороши. На частушках я и базировалась. Но мечта была: петь побольше сольных песен. И я решила сделать ответственный шаг - уйти из хора на эстраду.
Пришла в «Москонцерт», прослушалась и уехала с хором в Белоруссию на гастроли. Оттуда звоню, а меня поздравляют, говорят: «Вы приняты в штат на московскую эстраду». С большим волнением восприняла эту новость. Ведь опыта сольной работы практически не было. И все-таки я рискнула. Прикрепили меня к режиссёру и педагогу по вокалу. У меня тогда образование было лишь училищное, не было ещё в то время в институте отделения сольного народного пения. И я считаю, что мне повезло. Со мною занимались замечательные педагоги. К сожалению, их уже нет в живых. Это Мария Ефимовна Агапова и Валентина Николаевна Гринченко. Это, как говорится, мои крёстные мамы. Ставили мне концертные программы и готовили меня к конкурсам.
Первый конкурс, в котором я участвовала, проходил в 1978 году Ленинграде - конкурс артистов эстрады. Жюри возглавлял Аркадий Райкин. Я получила диплом - первая моя награда в качестве эстрадной артистки. А через год - в 1979-ом проходил Первый московский конкурс артистов эстрады. Председатель жюри - Людмила Зыкина. Я никогда не забуду, как на сцене Театра Эстрады Людмила Георгиевна вручала мне первую премию - Гран-при этого конкурса.
И вот начались сольные концерты. Я исколесила, можно сказать, весь мир: и Америка (даже несколько раз), и Австралия, Япония, и европейские страны - Италия, Англия, Франция, Скандинавские государства, и Африканский континент. Мне было интересно мир посмотреть: как там живут люди и как они воспринимают нашу русскую песню. И я могу сказать, что воспринимали прекрасно!
- А первые записи на пластинках вышли, когда Вы работали от «Мосэстрады»?
- Самые первые записи я сделала ещё до хора имени Пятницкого. Композитор Эдуард Ханок написал песню «Мне красивого не надо, я красивая сама». Было это в 1971 году. Я исполнила эту песню в новогоднем «Голубом огоньке» с эстрадно-симфоническим оркестром под управлением Бориса Карамышева. А потом вышла пластиночка «Песни на стихи Михаила Танича». И мне приятно, что на ней я в одной кампании с Иосифом Кобзоном, Эдуардом Хилем и Майей Кристалинской. Для меня, в то время ещё совсем девчонки, это был просто невероятный подарок!
- Вы стали известной артисткой, оправдали надежды родителей и бабушки. Впрочем, не подвели и сестры. Одна из них, я знаю, пела в Кубанском казачьем хоре, другая - преподавала музыку в детском саду…
- Татьяна десять лет проработала в Кубанском казачьем хоре. Это прекрасный коллектив, который я очень люблю. Коллектив, который сохраняет традиции народной музыки Кубани. И когда я на своей московской кухне что-то готовлю, (у меня постоянно работает радио) и слышу записи Кубанского казачьего хора, я не сдерживаю слез - у меня возникает такое ностальгическое чувство... Дай Бог, чтобы этот коллектив процветал.
А Татьяна ушла из хора, потому что у неё подрастали трое детей, и ей было сложно. Просто так сложились обстоятельства. Сейчас мы все четверо в Москве. Я часто приглашаю сестёр в свои сольные концерты, и мы поём вместе ансамблем. Ольга долгое время работала в Белореченске в детском саду. Сейчас она в школе, также преподаёт пение детям. Её очень там ценят. Она и на баяне играет, и поёт, и ещё параллельно работает в школе искусств, ведёт фольклорную группу. Галина окончила институт имени Гнесиных. Собственно, пошла по моим стопам (в 1985 году я окончила этот вуз и осталась на преподавательской работе). Но Галя, два года проработав в Сыктывкарской филармонии, сейчас не выступает сольно, поёт вместе с нами в ансамбле. А ещё часто берёт гитару и музицирует… У меня же не только продолжается концертная деятельность. У меня много талантливых студентов, которые стали лауреатами различных конкурсов.
- Вы входите в состав жюри конкурсов русской песни. Кто сейчас приходит на эстраду исполнять народную музыку - новые поколения артистов? Сегодня, честно говоря, много псевдорусского, псевдонародного, музыка без народных корней. Сохраняется ли исконная традиция исполнения? Есть ли возможность у действительно талантливых молодых исполнителей заявить о себе на современной эстраде?
- Буквально недавно я входила в жюри конкурса имени Ольги Васильевны Ковалёвой. Председателем жюри была Надежда Бабкина. С удовольствием слушала молодых исполнителей из Ханты-Мансийска, Новосибирска, Красноярска, Кемерово, Саратова и других городов. И этот конкурс показал, что народная песня не умирает в своём исконном понимании, когда она целомудренна, когда в ней присутствуют и душевность и проникновенность. И всё это чувствовалось в исполнении молодых.
Конечно, жизнь не стоит на месте. И молодые девочки вносят своё дыхание в песню. Они, конечно, могут петь, нарочно подражая старушкам (что иногда бывает в фольклорных коллективах), Но они - молодые и они поют так, как чувствуют, так, как понимают песню, но в тоже время сохраняется народная основа песни. И это замечательно.
- В Вашем репертуаре помимо народной музыки всегда были и авторские произведения. Расскажите, пожалуйста, о музыке Валерия Калистратова и о самом этом талантливом человеке.
- Об этом человеке… Вы знаете, о муже говорить очень сложно. Расскажу, как мы познакомились. В своё время часто проходили фестивали советской музыки. Я работала с такими прекрасными композиторами, как Серафим Сергеевич Туликов, Эдуард Савельевич Колмановский, Евгений Николаевич Птичкин, Александр Петрович Аверкин… Можно назвать ещё многих композиторов, песни которых я пела в их авторских концертах. Евгений Дмитриевич Дога, например, до сих пор меня постоянно приглашает в свои концерты.
Так вот, в Днепропетровске в 1981 году как раз проходил фестиваль советской музыки, и я исполняла песни Серафима Туликова. А Евгений Дога приехал в паре с молодым композитором Валерием Калистратовым. Валерий Юрьевич руководил группой артистов, мы с ней ездили по Днепропетровской области. И вот я стала замечать, что он как-то по особенному на меня смотрит, с пристальным вниманием следит из-за кулис как я пою. А потом стал ухаживать. И по приезде в Москву, вскоре пришёл с огромным букетом ко мне домой. Было это неожиданно, очень трогательно и красиво. Сел за рояль, пел мне свои песни. Весь вечер пел. И покорил меня. Он не только талантливый композитор, но и большой знаток музыки.
Мы часто ходим в Большой зал консерватории, в театры. Благодаря Валерию Калистратову я не замкнулась на каком-то одном, узком восприятии народной песни, открыла для себя много новой музыки. И народную песню сегодня я уже немножко иначе преподношу слушателям, с какими-то новыми оттенками, интонациями. И, конечно же, благодаря Валерию Юрьевичу, я познакомилась со многими музыкантами и композиторами, которые специально для меня писали вокальные произведения - очень сложные в современном прочтении.
Я спела вокальный цикл Владимира Беляева (воронежского композитора) на стихи Александра Прокофьева «По Заречной стороне», записан он с оркестром народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением Николая Некрасова. По этой вокальной композиции был даже снят телефильм. Алла Сивашова посвятила мне вокальный цикл «Страдания». Он также записан на радио с оркестром Николая Некрасова. Игорь Якушенко - прекрасный композитор, к сожалению, ушедший из жизни сочинил вокальный цикл для хора и солистки. Впервые я его исполнила с хором Владимира Минина в Большом зале консерватории.
Так что я не замыкаюсь только на одной русской песне. Я сейчас очень увлечена романсом. Потому что романс только с возрастом начинаешь понимать, осознавать, пропускать через себя. Романс - это мини-спектакль. Я стараюсь передавать слушателям настроение романса не только интонациями, но и в костюмах отражать его. Потому что облик исполнителя всегда воспринимается в целом: и исполнение, и костюм, и аккомпанемент соответствующий.
- Где-то мы с Вами даже коллеги. Работа на радио Вам знакома не понаслышке: не только как певице, записывающейся в студии. Вы когда-то вели программу на «Радио 1»…
- К сожалению, «Радио 1» закрыли, Народную редакцию просто разогнали. А в своё время мы с поэтом Виктором Фёдоровичем Боковым начинали передачу «Музыкальный терем-теремок» и я была её постоянной ведущей, приглашала интересных музыкантов, композиторов, поэтов, исполнителей и вели такие задушевные беседы об их творчестве!
Но, увы, сегодня всё это почему-то оказалось ненужным. Впрочем, мы до сих пор с Виктором Фёдоровичем и его супругой Алевтиной Ивановной большие друзья. Я часто бываю у них на даче в Переделкино. Валерий Калистратов написал несколько песен на стихи Виктора Бокова. И если у него бывают творческие встречи, то я непременно участвую в них.
Сегодня проблема: сделать новые записи, выпустить диск. У меня огромный репертуар, но компакт-дисков по пальцам пересчитать. Одна австрийская фирма предложила мне записать романсы и у меня вышел диск «Мы вместе вновь», который даже не появился в России. Его продали за рубежом. Наградили меня авторскими подарочными экземплярами и всё. Надо искать, как говорится, богатого дядю, который бы дал деньги. А я человек не очень пробивной и не умею за себя особенно постоять, просто занимаюсь делом, которое я очень люблю.
Слава Богу, в России много замечательных оркестров. Я выступаю с национальным оркестром имени Осипова под руководством Николая Калинина. С ним я много гастролировала по России и за рубеж выезжала. Была и в Швейцарии, и в Голландии. Я ещё хочу сказать о великолепном оркестре «Виртуозы Кубани» под управлением Анатолия Винокура, с которым я уже во второй раз выступаю. И у меня осталось очень приятное впечатление от работы с ним. Челябинский муниципальный оркестр замечательный, Петрозаводский, Смоленский. В Казани, в Кемерово, в Чебоксарах прекрасные оркестры, в Череповце, в Новосибирске - оркестр радио. Я хочу сказать, что интерес к народному музыке, к романсу не угасает и публика приходит - любит живые выступления с оркестрами.
- Программа концерта, с которой Вы выступаете в Краснодаре, называется «Пою тебе, моя Кубань». В неё включены песни Григория Пономаренко. Творчество Григория Фёдоровича почти четверть века было связано с Кубанью…
- С Григорием Фёдоровичем мы были очень дружны, и я вспоминаю фестиваль «Кубанская музыкальная весна», когда мы выступали в Анапе - я пела в авторских концертах Григория Пономаренко. То были незабываемые времена. А в этой программе я исполняю «А где мне взять такую песню» и «Оренбургский пуховый платок» - песню, которую я посвящаю моей маме. Она несколько месяцев назад ушла из жизни. Я переживаю её потерю, и каждый день по несколько раз вспоминаю мамочку. Потерять самого близкого человека - это очень тяжелая утрата... Но я как бы постоянно ощущаю присутствие мамы, что она рядом где-то, видит нас, помогает с небес и это успокаивает.
И ещё вспоминаю, где-то в семидесятых, когда я только пришла в «Москонцерт», только начинала выступать сольно, Григорий Фёдорович Пономаренко приезжал в Москву, разыскали они с Вероникой меня и подарили новые песни. Я их с удовольствием пела и даже вышла пластиночка «Песни Григория Пономаренко на стихи Виктора Дюнина». Очень красивые песни - «Ты о чём грустишь, рябина», «Тополиная метель», «Сегодня по утру» и «Свадьба». Песни эти в моём репертуаре и по сей день.