RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив «Retroportal.ru»
Эксклюзивные интервью
Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Карта сайта Подробно о сайте Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.


Эксклюзивные интервью

Евгений Крылатов

композитор, заслуженный артист России

Композитор Евгений Крылатов о себе, о своих песнях и музыке из кинофильмов и мультипликационных фильмов

- Евгений Павлович, как рождаются песни?

- Очень просто: берёшь листок нотной бумаги, шариковую ручку, садишься за письменный стол и пишешь. Ну, это, конечно, шутка. Как рождаются? У каждого композитора по-разному. Я пишу песни на стихи.

- То есть, изначально непременно должны быть стихи?

- Я пишу только на стихи. У меня практически нет песен, в которых изначально была мелодия, так называемая «рыба», а уже потом поэты занимались бы «подтекстовкой». Поэтому для меня очень важен уровень поэзии, стихов, профессиональный уровень поэтов, с которыми я сотрудничаю. Может быть, от этого у меня и песен-то сравнительно немного - где-то в пределах ста. Для сравнения: наши ведущие мастера жанра по 500, а то и по 1000 песен написали!

Но зато у меня замечательные поэты, с которыми я проработал на протяжении всей творческой жизни. Это Бэла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Леонид Дербенёв и многие другие. Я поименно назвал лишь тех, с которыми наибольшее количество песен написано. Но, безусловно, как бы, самый главный поэт в моей жизни - это Юрий Энтин. С ним созданы самые лучшие, самые популярные песни. И сейчас мы с Юрием продолжаем работать вместе.

- А как Вы познакомились с ним? Когда это произошло? В период Вашей работы в кинематографе? Ведь первоначально Вы приобрели известность как композитор, пишущий музыку для кино. И так сложилось, что многие Ваши популярные песни - это песни из кинофильмов и мультфильмов.

- Да. Это был семидесятый год. Меня тогда впервые пригласили в большой кинематограф. Я писал музыку к фильмам «Ох, уж эта Настя!» и «Достояние республики». И в том и другом фильме мне нужны были стихи - нужны были песни. Так и появился в моей творческой биографии Юрий Энтин - удивительно талантливый поэт. Он написал песню «Лесной олень» и «Песенку о шпаге». С 1970 года и началась наша дружба с Юрием Энтиным.

- Вы сразу знали, кто будет исполнять эти песни? При создании их учитывали, например, вокальные возможности артистов? Знаменитую «Песенку о шпаге» мы знаем в записи её первого исполнителя Андрея Миронова - поющего актёра…

- Я не то, что знал, а эта песня была написана специально для Андрея Миронова! И вторая песня, звучавшая в фильме «Достояние республики» на стихи Бэлы Ахмадулиной - «Романс Маркиза» («Что будет, то будет»), также написана для Андрея Миронова.

Обычно песня в кино пишется либо для конкретного артиста, который и снимается в фильме, либо на определённый голос, то есть для исполнителя, который запишет её, как говорится, «для усиления образа» героя.

Например, кто в фильме «Приключения Электроника» будет петь песни, я не знал. Просто уже заранее из сценария фильма характер песен был известен. За Сыроежкина, например, песни записала Елена Камбурова.

- Вы тогда впервые работали с Еленой Камбуровой?

- Можно сказать, да. Правда, до этого в фильме «Будёновка» она исполняла мою песню. Было у нас ещё несколько эпизодических работ, но основная - «Приключения Электроника».

- А как Елена Камбурова для себя определяла участие в детском кино? Голос её звучит не только ведь в «Приключениях Электроника»?

- Я скажу одно: она и певица замечательная, но ещё и актриса! Она - мастер! Она не просто исполнила, а сыграла песни, сыграла как великолепная актриса. Елена Камбурова записала несколько моих «мальчиковых» песен.

- Евгений Павлович, Ваша творческая биография неразрывно связана с кинематографом. Вы, прежде всего, кинокомпозитор или композитор-песенник?

- Я всегда говорил и подчёркивал это, что завидую композиторам-песенникам! Потому что, песня - наиболее демократичный, наиболее быстро доходящий до аудитории жанр. А я всё-таки композитор кино. Я не написал практически ни одной песни, которая не связана с кинематографом. Песен, как говорится, в чистом виде у меня нет. Даже те, которые не из кино, они звучали или в какой-нибудь радиопостановке, как «Ласточка», например, или созданы на мелодии, написанные для фильмов. Поэтому, конечно, я кинокомпозитор.

- Но помимо работы в кино, Вами и музыка к балету написана, и хоровые произведения есть, одним словом, - произведения разных жанров.

- Я писал музыку к фильму «Взрослые дети» и в нём одна из песен прозвучала одноголосно - всего один куплет. А потом из этой песни сделал большое сочинение для хора «Синие глаза». То есть, и такие варианты есть, когда из песни к фильму - песни, которая может быть очень маленькой, получается большое сочинение.

Есть у меня и балет, тоже детский - по сказке Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Он шёл в Большом театре, но это было давно.

- А можно сказать, что Вас, как композитора, открыла мультипликация? Конец 1960-х годов... Ваши первые песни, прозвучавшие в мультфильмах, давно стали хрестоматийными - «Песенка Умки», «Колыбельная Медведицы»…

- А ещё «Мы в дороге с песенкой о лете - самой лучшей песенкой на свете…» - из мультфильма «Дед Мороз и лето».

Не то, чтобы меня открыла мультипликация, а я как композитор впервые прозвучал и начал работать именно в мультипликационном кино, вот в этих двух мультфильмах 1968 года.

- А в чём хитрость мультипликации для композитора, тонкость жанра? Наверняка, нужно быть где-то и режиссёром - самому образно мыслить, оживляя нарисованные или кукольные персонажи… Какой у мультяшных героев будет характер, зависит, в том числе, и от музыки, от стихов…

- Естественно, если музыка пишется для мультипликационного кино, это накладывает на неё определённые свойства: музыка должна быть «более сказочная», то есть, более условная. И непременно так. В большом кино у музыки драматургическая роль. А в мультипликации музыка как бы чуть-чуть «игрушечная». Здесь даже в её исполнении состав оркестров, как правило, иной - меньше. Но, тем не менее, принцип сочинения тот же самый. Всё расписывается по кадрам до съемок - буквально по секундам.

- Когда Вы услышали, что Ваши песни, как говорится, живут самостоятельно - вне кинофильма или мультфильма?

- Скажу откровенно: судьба моих песен счастливая. В этом заслуга моя, как композитора, поэтов - моих соавторов, артистов, в исполнении которых песни полюбились, но ещё, что также важно, - были очень хорошие условия для пропаганды песни.

Если выходил мультфильм, то его видела вся страна. Раньше ведь был прокат новых мультфильмов в кинотеатрах и по телевидению. Поэтому песня легко получала доступ к аудитории; поэтому, у меня не было такого момента, когда б я вдруг проснулся «бешено знаменитым» - известность приходила от фильма к фильму, от песни к песне.

Да, впрочем, к популярности отношусь с большой иронией, особенно сейчас, когда такие колоссальные средства раскрутки - вкладывают деньги, «раскручивают» песню, а завтра все забудут… В мои годы уважительнее относились к творчеству - как бы суммировали лучшее, что создано композиторами, поэтами и теперь всё это живёт своей жизнью. И меня это очень радует и трогает - моя музыка, она скромная, её, может быть, немного, но она как облачко парит сама по себе. И я всё время с этим сталкиваюсь, чувствую, что исполнители с любовью относятся к моей музыке - это очень ценно для меня.

- А к современным обработкам Ваших мелодий как относитесь? Ведь и «Лесного оленя» перепели и «Песенку о лете», и «Три белых коня», и «Песенку о снежинке» поют артисты нового поколения. Новые ритмы, компьютерные звуки, новые стили…

- Я к этому отношусь в высшей степени радостно, потому, что был такой момент не только у меня, но и у многих композиторов моего круга - начало 90-х годов, когда как бы всё рухнуло и, оказалось, что мы никому не нужны. И пришла новая волна исполнителей - энергичная, настырная, самоутверждающаяся, но не всё в этой новой волне было истинно талантливым и художественным. Всегда талантливого меньше, чем общей массы, однако время идёт, и ты смиряешься с этим.

Но сравнительно недавно начался как бы откат назад - вновь появился интерес, потребность появилась в песнях прошлых лет, возврат к творчеству композиторов моего поколения. И кульминация этого сейчас. Ко мне без конца обращаются разные фирмы, переиздающие записи, выпускающие караоке, детские игрушки, мобильные телефоны… И многие исполнители поют мои песни: Лада Дэнс, Николай Басков, Лариса Долина, да многие группы и ансамбли - «Дюна», «Приключения Электроников»… «Три белых коня», по-моему, только ленивый не поёт. «Колыбельную медведицы» и Елена Камбурова, и Анита Цой, и ещё многие артисты поют. Меня это очень радует.

«Лесной Олень» в исполнении группы «Приключения электроников» - не те ноты, не те слова временами, но она такая, как бы сказать, эстетская песня и я считаю, - это их версия и пусть поют. А исполняют они «Лесного оленя» со страстью, с темпераментом! Меня это трогает. Музыканты звонили мне и прямо по телефону проиграли свою версию. Я говорю: ну и пусть звучит так, как вы воспринимаете песню. А оригинал существует в записях Людмилы Сенчиной и Аиды Ведищевой - первой исполнительницы «Лесного оленя». Так что, к современным интерпретациям отношусь не то, чтобы спокойно, а, наоборот, с радостью, с гордостью, я бы даже сказал.

- Сейчас нет практически ни детского кино, ни такой как раньше пропаганды песенного творчества для детей. По Вашему мнению, что-то может измениться? В 2003 году открывается фестиваль «Песенка года», в основе которого как раз детские песни. Это действительно реальный шаг к тому, чтобы вернуть добрую, душевную, песню детям? Чтобы хотя бы меньше пели всякую попсу, даже не понимая смысла…

- Я не побоюсь даже произнести слово: «лабуду». «Попса» - слишком мягко сказано.

Вы понимаете, в чем дело? Проект «Песенка года» есть. Им занимается Ангелина Вовк. По идее, он замечательный. Дай Бог, чтобы всё получилось. Естественно, я буду в нём принимать активное участие.

Сейчас, вообще, такой момент, когда общество, наши власть имущие, наконец-то поняли, что никакая перестройка, никакие реформы не нужны, если некому этим будет воспользоваться. Если мы сейчас вырастим поколение дебилов, наркоманов, путан и уголовников…

Меня совершенно угнетают наше телевидение и кино - пропаганда и романтизация уголовного мира. «Бригаду» и смотреть не стал: да что же это такое?! Когда смотришь документальные криминальные фильмы - наши же истории, очень интересно, поучительно. Когда показывают преступников, видишь эти лица: насколько они омерзительны и неромантичны. А мы в художественном кино из всего этого делаем романтику! Вытесняем романтику из трудных и благородных профессий... Даже смешно сейчас говорить: лётчики, космонавты… Вот путана, дескать, хорошо, а киллер, получается, просто замечательно! Но это ужасно. Мне кажется, что сейчас общество созрело и спохватилось, как бы нам не потерять следующее поколение!

Жалко и обидно, за то, что у нас была страна с лучшей в мире студией детских фильмов - киностудией имени Горького. Сейчас, увы, этого нет.

Детское кино снимается, но очень «штучно». Например, есть такой режиссер Леонид Нечаев - автор замечательных фильмов «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку». Он недавно снял «Сверчок за очагом» - это семейная картина. Мы с ним её вместе делали. Теперь он будет снимать «Дюймовочку». Но, понимаете, этого мало.

Фильм для детей - это и новая музыка, новые песни. Вышла на экраны лента «Приключения Электроника» или «Гостья из будущего» - зазвучали и песни из этих фильмов…

Я надеюсь, что постепенно мы к этому вернёмся. Но должны понимать все: и общество и богатые люди, олигархи, что детский кинематограф и новые песни детям нужны.

- Сейчас сложно выпустить компакт-диск не только с переизданиями старых песен, но и с новыми песнями?

- Нет, как раз издать компакт-диск не то, что несложно, а наоборот. Ко мне часто звонят представители фирм, и я подписываю с ними договоры на издание компакт-дисков, кассет, караоке. Это единственное, что сейчас поддерживает детскую музыку, пропагандирует её. Но всё в основном направлено на то, что уже когда-то было создано. А вот для того, чтобы новое появилось - обязательно нужен детский кинематограф.

- Детские песни - добрые простые, бесхитростные, но в тоже время, если, к примеру, вспомнить песню «Прекрасное далёко» из фильма «Гостья из будущего» - даже и философскими могут быть...

- Я должен вам сказать без ложной скромности, что мои лучшие детские песни немножко стоят особняком вообще от детской музыки. Есть у меня и чисто детские - например, «Песня Сыроежкина», «Дед мороз и лето» - детские в привычном понимании, а песни, которые я считаю главными в своём творчестве, вы правильно заметили, - философские. Те же «Крылатые качели» - философская, ностальгическая песня о детстве.

Да и если в целом определить мои песни по форме, по диапазону - они совсем не детские. «Лесной олень» - попробуй спой её! «Крылатые качели» - вообще, хоровое многоголосье! «Прекрасное далёко»… или вот недавно написал песню с Юрием Энтиным «Будь со мною». Очень красивая песня. Замечательные слова у Юрия Энтина, философские: «будь со мною - вера, надежда и любовь…» Одна из моих новых песен - «Господи, помилуй»…

- Насколько известно, кинорежиссёр «Приключений Электроника» Константин Бромберг - первый, кто услышал песню «Крылатые качели», сразу не принял её, возразив: не может такой быть главная музыкальная тема фильма! А тем не менее…

- Такая история действительно была. Он не то, что не принял песню. Он не мог её не принять, потому, что песня уже записывалась и времени для того, чтобы новую писать, просто не хватило бы…

- Но он ожидал, видимо, другую по звучанию песню…

- Да, он ожидал услышать другое. И когда мы уже записали «Крылатые качели», он очень расстроился, сказав: думал, будет совсем другая песня, например, как из «Трёх мушкетеров» - «Пора-пора-порадуемся»… На что я ему ответил: тогда нужны другие слова. Честно говоря, момент был неприятный. Но, когда фильм вышел на экраны, и песни стали колоссально популярны, а особенно «Крылатые качели», он понял, что в тот момент был не прав.

Вы знаете, так нередко бывает. Потому что, создание фильма - творческий процесс. А творческие люди иной раз не сразу понимают друг друга. Это естественно и нормально.

Режиссёра Константина Бромберга я люблю, мы с ним после «Электроника» ещё и над «Чародеями» вместе работали. Он сейчас живёт в Америке, но у нас есть и на дальнейшее совместные творческие планы.

- Когда пишите песню, как-то чувствуете, что попадете в десятку?

- Нет. Я в этом смысле, ничего не чувствую.

- Но ведь Вам приносят стихи. Прочитав их, Вы можете сказать, будет ли это хит или нет?

- Нет. Единственно, что знаю я точно: когда мне приносят стихи, и я вижу, что стихи замечательные, то знаю - что-нибудь хорошее непременно на них напишу. Вот это как раз я и чувствую. И наоборот, если стихи слабые, попроще, тривиальные, то заранее знаю, что ничего я не напишу.

Юрий Энтин показал мне «Будь со мною», я ему сразу сказал: «Юра, ты написал гениальные слова!» Прочитав их, я знал, что из этого получится, и получилась очень сильная песня! Тоже можно сказать и о песне «Прекрасное далёко». Ещё только прочитав стихи, я уже знал, насколько это будет сильная песня.

А вот с «Крылатыми качелями» совсем иная история. Мне даже в голову не пришло, что она может стать так популярна. «Качели» как «Качели» - просто писал очередную песню из фильма… Для композитора вначале стоит служебная задача: для данного артиста, для данного персонажа в данном месте сценария должна быть песня. И если песня получилась и, как говорится, «сработала», то композитор и поэт свою задачу выполнили. А уже сверхзадача состоит в том, чтобы песня зазвучала вне фильма - зажила самостоятельной жизнью. Это как получится, этого не предугадать. А происходит, видимо оттого, что в контексте сценария мы с поэтом создали нечто большее, перекликающееся с реальной жизнью. Тогда песня и находит отклик в сердцах многих.

- И ещё об одной песне хотелось бы спросить. В кинофильме «Чародеи» «Три белых коня» поёт Лариса Долина. Но поёт как бы детским голосом - не своим тембром…

- Всё очень просто. Дело в том, что эту песню сначала записала девочка. Она сейчас, естественно, уже взрослая. Очень хороший музыкант - альтистка, но у неё в то время был немножко колкий голос. Она до «Чародеев» довольно много записывалась в детском кино, пела и мои песни - «Сладкую песенку», например. И «Три белых коня» записала. Неплохо, но как-то не так. А потом на запись пришла Лариса Долина и стала писать свои - взрослые песни из «Чародеев». Я сказал: попробуйте «Три белых коня». И она детским голосом - фальцетиком - спела. Как раз её запись и получилась точнее - так, как нам было нужно. Нельзя сказать, лучше или хуже она спела - просто точнее, мягче, вокальней. Она ведь высокий профессионал. Запись Ларисы Долиной и осталась в фильме.

- У Вас очень много было встреч с детьми - со слушателями Ваших песен, юными кинозрителями. Какие вопросы задают Вам дети чаще всего? Что их интересует в Вашем творчестве, в мультфильмах, в фильмах, которые они смотрели?

- Сейчас я не стану перечислять бесконечные вопросы «Где родился?», «Когда женился?», «Сколько детей и сколько Вам лет?», «Когда Вы написали свою первую песню?» и так далее, неизменно задаваемые на встречах с детьми. Я с удовольствием вспоминаю интересные и смешные истории…

Один мальчик, посмотрев фильм «Гостья из будущего», написал мне такое письмо: «Евгений Павлович, Вы мой самый любимый композитор. Ваша музыка не похожа ни на какую другую! Она настолько изумительна, настолько прекрасна, настолько замечательна! У меня к Вам одна просьба: пришлите мне, пожалуйста, адрес Наташи Гусевой (юной актрисы, игравшей главную роль в фильме)». Я ему ответил: «Дорогой друг, спасибо за тёплые слова, но адрес Наташи Гусевой не знаю. Даже, если бы я знал, всё равно не имел бы права тебе дать его».

Потом этот же парнишка прислал мне письмо уже из армии. А потом он пошёл учиться на факультет журналистики МГУ и как-то позвонил мне и пригласил на встречу с однокурсниками. И студенты у меня брали интервью. Вот такая история, особо памятная.

- После телепремьеры фильма «Гостья из будущего», по-моему, тысячи писем приходили…

- Да, это был второй детский хит после «Приключений электроника»! Но письма в основном были адресованы Наташе Гусевой. Эта девочка буквально пронзила все юношеские сердца!

Замечательный режиссёр, ныне покойный, Павел Арсенов снял этот фильм…

- А Ваши дети, внучка, какие фильмы смотрят, какую музыку слушают?

- Мои дети и внучка… Внучка - молодая и, естественно, любит всё современное, «всякие ансамбли» и моя дочь любит разные современные коллективы и певцов - Сосо Павлиашвили, Валерия Леонтьева, да я и сам не чураюсь такой лёгкой эстрады и нашей, и западной. Есть много артистов на нашей эстраде, которые мне и моим родным очень нравятся. Они благородны, красивы, они несут хороший посыл в зал. А есть те, которые мне категорически не нравятся. Но у этих артистов тоже своя аудитория…

Весь вопрос: что это за эстрада и какое количество в процентном отношении другой музыки к эстраде звучит общедоступно? Мои дети и внучка воспитаны на классической музыке. Классику очень хорошо знают - большую настоящую классическую музыку. Поэтому у них всё в нормальном балансе, гармонично: для отдыха, для души, для своего возраста. А классика - для постоянного внутреннего совершенствования души, для потребности своей души.

- Тогда ещё один вопрос: насколько необходимо ребёнка обучать музыке, хотя бы основам музыкальным? Для общей интеллигентности, воспитанности человека насколько это важно?

- Я считаю, крайне необходимо! Классическая музыка - есть панацея, ограждение личности от разрушения… Нельзя рассматривать это примитивно: дескать, если слушает Моцарта, значит не будет принимать наркотики. Безусловно, нет. Но, всё-таки, классика воспитывает душу в устремлении к благородству, к красоте, к божественности. А если человек никогда не слышал классической музыки и знает только одну «попсу», да ещё «попсу уголовную» - «музыку зоны», он лишён внутренней защиты от пошлости, от всего дурного.

Поэтому, считаю, чем больше детей будут заниматься музыкой, вернее, соприкоснутся с миром музыки в профессиональном смысле, тем чище мы станем в будущем. Не обязательно, что все дети потом будут музыкантами - просто классика войдёт в их жизнь.

А пожелать хочу, чтобы взрослые больше внимания уделяли детям. Самое главное, что нужно детям - наша любовь и наше внимание к ним. А некоторые из нас, в том числе и я, может быть, в своё время, за нехваткой времени или лени, откупаемся от своих детей какими-то подарками. Всё это замечательно, но самый лучший подарок для ребенка - наше душевное к нему отношение. Не жалейте для детей ничего, это всё вернется сторицей.

Взрослым и детям желаю счастья, процветания и всего самого-самого замечательного!

Виталий Гапоненко, 21 декабря 2002 года


Новости сайта: @RETROportalRU
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Ваши отзывы, предложения, замечания пишите на электронную почту: автору сайта Виталию Васильевичу Гапоненко.

При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Яндекс.Метрика
Карта сайта Подробно о сайте
© RETROPORTAL.ru     2002 – гг.