Все интервью сайту

Гелена Великанова

народная артистка России

В начале 1998 года в Москве, в концертном зале «Россия» состоялся юбилейный концерт Гелены Великановой, а на Площади Звезд была открыта «Золотая звезда» ее имени… В том же году, 10 ноября артистки не стало…

А в мае Гелена Марцелиевна приезжала на Кубань, участвовала в концертной программе благотворительного телемарафона, посвященного празднику Победы.

Как слушали ее, затаив дыхание, ветераны Великой Отечественной, какими счастливыми были их лица! Наверняка, в минуты встречи с песнями Гелены Великановой, они вспоминали послевоенное десятилетие, когда впервые и зазвучал с эстрады и грампластинок голос артистки. Зазвучал, чтобы запомниться и стать любимым...

Гелена Марцельевна Великанова. Певица, народная артистка России Гелена Великанова: страницы биографии, репертуар

- Сегодня мы услышали и песни 50-х, и песни, которые появились в Вашем репертуаре в недавние годы. Знаменитая, на стихи Евгения Евтушенко, песня о квартире коммунальной…

- Вы знаете, ведь самые дорогие для меня, как и, наверное, для каждого человека, воспоминания о детстве. И лучшие друзья – те, что остались с детства. Сейчас вышел спектакль у Марка Розовского. Называется он «Песни нашего двора». Этот спектакль идет прямо во дворе театра… Там даже сцены нет. Простой двор буквой «П», железные лестницы, скамейки… Точно как в моем дворе детства.

У нас двор был необыкновенный. Как одна семья. Мы встречали все дни рождения вместе, все праздники. Все были бедные в доме. Только одна семья обеспеченная. Но тоже милые, хорошие люди. Все дети очень дружили. Самым большим оскорблением было, если один ребенок говорил другому: «Ты – буржуй». Сразу слезы и рыдания… В войну наши мальчики почти все погибли… Только двое вернулись – раненые, больные. Сейчас их уже нет на свете. Но до сегодняшнего дня мои самые близкие подруги Таичка и Ирочка… ну, вы понимаете, они такие же Таичка и Ирочка, как я нынче – Гелечка… Мы и сейчас часто встречаемся вместе, ходим на могилы наших родителей, сестер и братьев… Это как фронтовая дружба – самая верная.

Я с детства была очень бойкая, энергичная, «заводилой» была. Мы ставили спектакли, разыгрывали настоящие сценки – с костюмами и декорациями. И стихи я читала и пела. А потом… война.

Я уехала в Томск в эвакуацию с мамой в «телячьих» вагонах, как их тогда называли. И в первый же год эвакуации маму потеряла… И осталась совершенно одна, «как перст на белом свете». В этом городе я поступила в Московский институт инженеров транспорта. Здесь участвовала во всех вечерах. Профессура мне не раз говорила: «Уходи отсюда, иди учись музыке! Ты хорошо поешь и наш вуз не для тебя». Действительно, я ненавидела математику. Это был совершенно чуждый для меня предмет. Потом, несколько лет подряд видела сон, что не могу поступить в высшее учебное заведение, потому, что не сданы алгебра, геометрия, тригонометрия за десятый класс… Всегда с ужасом просыпалась от этого сна. Я и в жизни никогда этого не сдам, никогда не одолею. Мне в школе гуманитарные науки давались очень легко… А будучи в эвакуации, почти ежедневно бывала в госпиталях: помогала чем могла, а еще читала стихи, пела песни раненым.

- В этих госпитальных концертах и заметили Вас профессиональные артисты …

- В Томск был также эвакуирован комитет по делам искусств СССР. И я дружила с детьми членов комитета. Да, верно, они заметили меня. И когда я вернулась в Москву, помогли поступить в музыкальное училище имени Глазунова, в котором готовили артистов оперетты (приемные экзамены я пропустила, находясь в эвакуации). Но в училище поняла, что оперетта – совершенно не близкий мне вид искусства Я и сегодня не понимаю, когда артисты говорят, говорят и вдруг начинают петь, а потом снова говорят какими-то чуть-чуть неестественными голосами… Хотя в оперетте есть хорошие актеры, и я их очень люблю. Но я всегда хотела работать на эстраде… Хотела сама выбирать песни, которые мне близки, моим друзьям, близким, которые, одним словом, автобиографичны.

- И Вы поступили в эстрадную студию…

- Да, у меня были прекрасные педагоги Ольга Андровская, Василий Топорков, Анатолий Кторов, Борис Петкер… Это были великие педагоги и великие актеры, которые очень многое дали мне в жизни.

Потом, когда я стала зрелой артисткой, уже довольно известной, окончила еще и режиссерский факультет ГИТИСа. Я всегда готовила свои программы сама и в Театре эстрады и в концертном зале «Россия». Никогда не работала с режиссерами. Мне много раз говорили: ты попробуй с режиссером. Но я говорю: как? Если, допустим, меня бросил любимый человек. Откуда режиссер знает, как я себя буду вести! Побегу ли я за ним, буду ли хвататься за его пиджак или скажу: «Иди, дорогой, ради Бога. Мне ты не нужен..» Ведь это все настолько индивидуально. И на эстраде все-таки артист должен оставаться самим собой. Он – личность на эстраде. А в театре актеры играют концепцию режиссера. А я стремилась к тому, чтобы все делать самостоятельно.

- Дебют на профессиональной эстраде состоялся еще в годы Вашей учебы?

- Дебют мой был уже по окончании студии. И в ЦДРИ был концерт выпускников. Я была тогда тоненькая, стройненькая. Когда сейчас показываю свои фотографии той поры даже близким людям, у меня спрашивают: «Это кто?». Я говорю: «Как кто? Я!». А чужие люди и подавно не узнают…

Так вот, я, помню, пела «Миссисипи», «Колхозную плясовую» и «Пипиту». Знаменитая впоследствии моя песня. Она много лет была в моем репертуаре. Меня утвердили на самую высокую ставку, какую только могла получить студентка, и я работала буквально сразу в лучших концертных залах.

Даже еще когда училась в студии, меня уже знали на эстраде. Лидия Русланова, Александр Вертинский брали меня в свои концерты. И, когда Вертинский переодевал рубашку, я в это время, чтобы он отдохнул, пела. Это были, конечно, незабываемые встречи. Это была высокая планка, к которой ты стремился, допинг невероятный, когда ты хоть чуточку приближаешься к таким великим артистам!

Певица Гелена Великанова о своих песнях, взаимоотношениях на эстраде, наставниках и коллегах. Интервью Гелены Великановой

- Клавдия Ивановна Шульженко писала: «Мне близко творчество Гелены Великановой. Она знает, о чем поет.»…

- Клавдия Ивановна часто бывала на моих сольных концертах. Она очень хорошо ко мне относилась. А я всегда прислушивалась к словам этой великой актрисы – певицы и актрисы в одном лице. В ее творчестве это было неотделимо.

- В одной из рецензий, посвященных Вам, было отмечено, что, «судя по репертуару и профессионализму артистки, можно смело утверждать, что Великановой все по силам».

- Я исполняла разные песни: драматические, шуточные, даже детские, про несчастную и про счастливую любовь…

Затем пришло время, когда я первая на эстраде стала исполнять большую поэзию. В моем репертуаре появились произведения на стихи Цветаевой, Пастернака, Ахматовой, Есенина, Блока, Окуджавы… А петь песни на их стихи в те годы, мягко говоря, не приветствовалось. Булат Окуджава говорил: «Ты даже не понимаешь, что ты сделала! Для тебя - выпустить новую песню, а для меня – это судьба». Ведь его в те годы просто запрещали. И все боялись петь песни на его стихи. А я была «отчаянной девчонкой». Песни-то у него были изумительные!

Бывало, поэты, на стихи которых я пела песни, приходили на мои сольные концерты и читали свои стихи – Вознесенский, Евтушенко… - это был такой подарок зрителям!

- Песни Новеллы Матвеевой помимо авторского исполнения, я встречал в Вашем репертуаре и еще у Елены Камбуровой…

- Но я пела первая, ведь я старше Камбуровой… Я много песен Новеллы Матвеевой выпустила. А потом ее песни стали другие артисты исполнять. Помню, приехала в Омск и там замечательные артисты из оперетты пели мою «Молдованку». Совершенно по другому исполнили, но очень симпатично, очень интересно – по-молодому, по-своему. Мне очень понравилось.

- А ревность или зависть на эстраде были всегда?

- Всё было как и сейчас. Только форма взаимоотношений была более деликатной. Такая же была ревность, такая же была конкуренция, также «тащили» друг у друга песни. Я выходила в зал и знала точно, что все новые песни будут записаны. Артистки «второго эшелона» сидели с магнитофонами и записывали. А потом сразу исполняли их в своих концертах и еще спорили, что они первыми выпускали эти песни…

- Жаль, конечно, что далеко не все Ваши песни были записаны на грампластинки.

- Совершенно верно, в грамзаписи запечатлена только их небольшая часть. Мало того, я с удивлением обнаруживаю, что многие из записей, сделанные только на радио, оказываются размагниченными. Это просто необъяснимо.

- «Ландыши»… Как эта знаменитая песня, можно даже сказать, визитная карточка Гелены Великановой, появилась в Вашем репертуаре? Ведь ее исполняла еще и Нина Дорда…

- Нина Дорда, действительно пела эту песню. Но дал мне ее Оскар Фельцман первой и вся страна наша знает эту песню от меня. Правда, я потом много лет ее не пела, но вот снова ее восстановила, уже в другой аранжировке и на каждом концерте пока я не спою «Ландыши», публика меня не отпускает…

- В есенинском цикле Вашего репертуара были произведения на музыку Григория Пономаренко…

- Я не могу сказать, что с Григорием Федоровичем Пономаренко у нас было тесное сотрудничество. Просто он писал и приносил мне свои песни. И было это, когда я уже утвердилась на эстраде. Григорий Пономаренко дарил мне свои песни. И я ему очень благодарна за то, что была первой исполнительницей некоторых его произведений.

- Вы не первый раз на Кубани. И Ваш приезд – событие для любителей эстрады, для Ваших давних поклонников.

- Я очень люблю ваш край – благословенный Богом и природой. Я видела в зале прекрасных людей – добрых и красивых. А для таких зрителей всегда работается с удовольствием.

Виталий Гапоненко, 10 мая 1998 года


Предлагаем разместить на сайте баннер или текстовую ссылку.
Музыкальные сайты для всех, кто любит ретро. К обмену принимаются кнопочки и баннеры разных размеров и тематические ссылки

Интервью с популярными артистами, поэтами, композиторами и музыкантами

Обмен баннерами и текстовыми ссылками с сайтом «РЕТРОпортал.ру»

Содружество музыкальных сайтов о популярных или почти забытых песнях и мелодиях прошлых лет. Приглашаем к сотрудничеству любителей музыки ретро

Яндекс.Метрика