Все интервью сайту

Елена Шульпина

Кубанская певица Елена Васильевна Шульпина

Творческое кредо певицы Елены Шульпиной, по ее признанию, - «на сцене всегда быть искренней, стремиться петь просто и сердечно». И ведь действительно, по воспоминаниям многих поклонников исполнительского искусства, концерты солистки Краснодарской краевой филармонии Елены Васильевны Шульпиной были подобны задушевной беседе, лирическому, трогательному повествованию о судьбе женщины, порой нелегкой судьбе. Певица много исполняла романсов. А жанр этот, как известно, особо располагает к доверительному, почти интимному разговору со слушателем, зрителем. Разговору о любви, о душевных переживаниях. Концерт Шульпиной – это представление через музыку, через поэтическое слово характера героини песни, романса, страниц дневника ее жизни. Такую вот поистине сверхзадачу ставила перед собой певица и прекрасно справлялась с ней.

Концертам Елены Шульпиной сопутствовал аншлаг, и не только на Кубани. Об этом красноречиво свидетельствуют публикации разных лет в центральной прессе. Певица, например, открывала сезон в избалованном звездами первой величины Ленинграде. И представьте: на все сорок концертов кряду достать билет было весьма проблематично! А концерты эти проходили отнюдь не в маленьких залах. Или вот еще пример. «Я видел, галерка бежала к сцене!» - так называлась одна из восторженных рецензий в норильской газете «Заполярная правда». «ШУЛЬПИНА» - огромными буквами гласили афиши, и зрителям уже одного этого было достаточно, чтобы быстро раскупить билеты.

Увы, я не видел певицу на концертной эстраде – был еще слишком юн. Но голос Елены Васильевны не раз слышал в записи. Десятки фонограмм хранит фонотека радио ГТРК «Кубань»: популярные эстрадные песни, произведения композиторов Кубани (многие из которых запечатлены только в записи Шульпиной), конечно же, чарующие старинные романсы.

Мерно плывет магнитофонная лента. Звучит нежное, чистое сопрано Елены Шульпиной. Голос очень радиогеничен, то есть в записи совершенно не теряет своей красоты и привлекательности, большого тембрового богатства – так утверждают те, кто хорошо помнит выступления певицы на сцене. Дикция четкая, с расстановкой – безошибочно чувствуешь московскую вокальную школу…

В Москве прошло детство Лены Шульпиной. Хотя в свидетельстве о рождении написано: город Горький – это в одном документе, а… в другом таком же сказано – областной город Бор (?!). Все дело в том, что родилась будущая певица на пароходе, аккурат между двумя волжскими городами. И, видно, великая русская река щедро поделилась с девочкой своей жизненной силой, не иссякающей до сих пор.

С детства все вокруг удивлялись: откуда эта заводная, юркая девчушка берет энергию, как это она все на свете успевает?

Мирные дни сменило грозное военное время. Отец ушел на фронт. Потом страшная весть с передовой – похоронка. Эвакуация. Детей эвакуировали отдельно от родителей. Уже в пути сообразив, что может в этой неразберихе потерять маму, она, двенадцатилетняя, с младшим братишкой вернулась из Рязанской области обратно в столицу и каким-то чудом успела на поезд, в котором отправляли ее маму.

Так юная москвичка оказалась в глуши – на севере Костромской области, где не то что радио – электричества не было. Вести с фронта долетали обрывочно, нерегулярно.

Казалось Лене тогда: мечты, которыми грезила в довоенное время, стоило забыть навсегда. А мечтала она о театре. Ведь старый московский дворик на Таганке, в котором жила семья, находился рядом со знаменитым театром. И в нем, за неимением специальных помещений, театр хранил декорации.

С раннего детства Лена обитала в мире диковинных, как ей казалось, сказочных вещей. И она представляла себя актрисой, играющей героев любимых сказок. Однажды на кирпичной стене дома девочка неумело начертала слово, по сей день вызывающее трепет в душе: «Тиатр». Несколько лет назад, будучи в столице, Елена Васильевна заглянула во двор детства. Неторопливо обходя его, увидела нетронутую временем надпись с грамматической ошибкой… Мечта о театре давно стала реальностью…

Еще тогда, в начале сороковых, в голодной деревне вместе с местными девчонками и мальчишками Лена ставила спектакли. Это были новые, придуманные ею истории с участием персонажей любимых книг. Впрочем, в эвакуации на игры в театр времени оставалось немного. Главными были учеба и работа – помощь старшим.

«Хотите выжить – так работайте!» - говорил приезжим председатель местного колхоза. И Лена, старшая из детей, осознавая всю ответственность своего положения в семье, бралась за любую работу. Часто пасла колхозное стадо.

В деревне грамотных почти не было. И девочка под диктовку писала письма на фронт. За это Шульпиным то хлеба перепадало, то молока… Это была совершенно иная жизнь, нежели в мирной довоенной столице. Однажды Лена написала письмо самому Сталину, в котором рассказала, как непросто живется здесь эвакуированным, многие голодают и мечтают только об одном: возвратиться обратно в Москву. Удивительно, но в 43-м году на ее письмо пришел ответ! Не от Сталина, конечно. Но семье разрешили вернуться в столицу.

Лена окончила курсы машинисток. В 44-м смогла устроиться в Министерство цветной металлургии. А было ей всего-то пятнадцать лет. «Детсад притащили!» - первое, что услышала она в этом солидном учреждении. Но когда увидели, что девочка смышленая не по годам, общительно, грамотно и бегло печатает, отношение к ней изменилось.

Затем были техникум при фабрике «Гознак» и шесть лет работы на самом предприятии.

Первая экскурсия по цехам испугала Елену: чуть ли не на каждом углу – охранник в военной форме. Но в фабричном клубе были великолепные коллективы художественной самодеятельности. Например, театральным кружком руководил Александр Аркадьевич Галич…

На сцене клуба и состоялся творческий дебют Елены Шульпиной. Она сыграла роль Любы Шевцовой в спектакле «Молодая гвардия». А когда исполняла роль Марии (из поэмы Пушкина «Мазепа»), то по сюжету в заключительной сцене пела колыбельную. Так что дивное сопрано Елены Васильевны впервые публично прозвучало с драматической сцены!

Солистка Краснодарской краевой филармонии Елена Шульпина

Услышав проникновенное пение Елены Шульпиной в театральном спектакле, начинающую артистку пригласили в хор. Коллектив был небольшой – человек двадцать. Репертуар Елена освоила быстро. А вскоре на фабрике организовала свой хор – в сто человек! И, не имея музыкального образования, лишь запомнив все партии на слух, сама обучала новоявленных хористов многоголосию. Хор, исполняя довольно сложные произведения классического репертуара, в одном из конкурсов даже занял первое место! А в фабричной многотиражке «Гознака» появилась заметка, написанная Еленой (сколько их потом будет, публикаций, особенно в кубанской прессе, в которых артистка поведает о многих секретах вокального жанра, расскажет о своих коллегах – солистах и творческих коллективах Краснодарской краевой филармонии, о композиторах благодатного южного края, о любимых песнях и романсах…). Тогда, в 1947-м, Елена завершит свою первую публикацию словами: «Буду петь!». И в том же году станет победительницей столичного смотра художественной самодеятельности.

А далее произойдет, кажется, совсем невероятное (или, быть может, наоборот – вполне закономерное?). Во время конкурсного прослушивания на девушку обратили внимание артисты Большого театра (!) и пригласили к себе в стажерскую группу. Учили Елену не только тонкостям классического вокала, но и сценодвижению, манере сценической речи.

Конечно же, юная артистка не пропускала ни одной премьеры Большого театра, стремилась попасть и на сольные концерты солистов театра – Ивана Козловского, Сергея Лемешева, Зары Долухановой…

Стажировка при главном музыкальном театре страны, несомненно, помогла при поступлении в музыкальное училище имени Гнесиных. Шутка ли: на два десятка мест в тот год претендовали почти шестьсот абитуриентов!

Учеба нравилась. Душою чувствовала, понимала, что это и есть ее предначертанный жизненный путь. Однако по-прежнему занятия в училище совмещала с работой на «Гознаке». Только лишь на стипендию и одной-то прожить невозможно, а семье нужны были средства к существованию. На третьем курсе не выдержала нагрузки – как-то упала в обморок. С того дня занятия вокалом стали делом основным.

По окончании «Гнесинки» держала экзамен в ГИТИС. Первый сдала на «отлично» и… оказалась в городе Горьком, в консерватории, куда Шульпину уговорил поехать ее ректор, прибывший в Москву смотреть абитуриентов и «отбирать себе таланты».

Спустя пять лет многотиражка «Горьковский рабочий» большую фотографию певицы сопроводила подписью: «Отлично!» - такую оценку получает дипломница консерватории Елена Шульпина». К тому времени, можно сказать, весь город прекрасно знал Елену Васильевну. Учебу в консерватории она совмещала с работой вокалиста-иллюстратора у трех (!) профессоров-пианистов. В местном театре кукол исполняла вокальные партии персонажей спектаклей, выступала (с ответственными ролями!) на сцене театра комедии, а еще пела в джазе – небольшом оркестре, игравшем в кинотеатре «Палас» перед началом сеансов (вот она, предтеча эстрады, по работе на которой артистку полюбят в разных уголках страны!). Как правило, джаз играл по четыре концерта в день. репертуар приходилось менять буквально каждую неделю. Новый фильм – новый сюжет и, соответственно, иной настрой должен быть у зрителей перед началом сеанса. Так и сложился богатый репертуар певицы: романсы, эстрадные шлягеры, арии из опер, песни народов мира. Всего с полтысячи произведений!

С этим огромным творческим багажом Елена Васильевна Шульпина и прибыла на Кубань.

За два года филармоническая бригада музыкального лектория под ее руководством с тематическими концертами исколесила по несколько раз весь Краснодарский край. Как вдруг в 1962 году имя артистки исчезло с афиш.

Еще около двух лет потребовалось лене Васильевне, чтобы постичь тонкости работы на телевидении. Это она стояла у истоков художественной редакции Краснодарского краевого телевидения. Пересмотрела все имеющиеся в фонде кинопленки, переслушала фонотеку, досконально изучало творчество композиторов Кубани. И затем несколько лет работала редактором и ведущей музыкальных передач. Часто сама представляла в них новые произведения кубанских авторов. Как жаль, что это был только прямой эфир, что не сохранилось записей тех передач в фонде. Мир телевидения и радио, по мнению Елены Шульпиной, столь же интересен, как и работа на сцене.

В 60-х по указанию руководства Центрального телевидения была создана государственная комиссия «По определению художественного уровня передач телестудий страны». Кубань в этой комиссии представлял Елена Шульпина. Этой идеологической комиссии давали задание, например, «разгромить за вольнодумство» ту или иную передачу. И вот строгая комиссия приезжает на местную телестудию, изучает сценарий передачи («А программы-то были на самом деле изумительные!» - вспоминает Елена Васильевна). А после, как полагается, заседание комиссии. Обычно первой на трибуну поднималась Шульпина и, человек творческий, неординарно мыслящий, произносила пламенную речь, в которой перечисляла только бесспорные достоинства передач, все авторские и режиссерские находки. Так что остальным членам высокой комиссии ругать эти передачи уже было как-то и не с руки. Подтвердить сей исторический факт могут во Львове, Пятигорске, Донецке, Красноярске…

А находясь в разных уголках страны, Елена Васильевна знакомила телезрителей и радиослушателей со своим искусством. Брала в дорогу фонограммы и затем рассказывала в эфире о новых сочинениях кубанских авторов.

Как-то в одной из передач Краснодарского краевого телевидения участвовал композитор Андрей Эшпай, песни которого в те годы пела вся страна. Послушал он исполнение Шульпиной и говорит: «Если ты не будешь петь на эстраде сейчас, то когда вообще ты будешь петь?». И она прислушалась к этим словам. А потом то в Геленджике, то в Сочи, то в Новороссийске, других кубанских городах и станицах стали появляться афиши, приглашающие зрителей на сольные концерты Елены Шульпиной и аккомпаниатора Игоря Юницкого. Концерты эти проходили исключительно по выходным. Потому как в понедельник артистка, во что бы то ни стало, должна быть уже на работе – в студии телевидения. Так продолжалось до 1967 года, когда в репертуаре Шульпиной сложилось несколько разноплановых тематических программ (русский романс, лирические песни военных лет, произведения композиторов Кубани и другие), отшлифованных, «обкатанных» на кубанском зрителе. В последующие годы эти большие тематические программы зазвучат с концертных площадок страны. Были у артистки выступления и за рубежом. Почти два десятилетия сольного творчества!

Для Елены Васильевны это были годы безмерного счастья, годы, отданные сцене, благодарным зрителям. А затем, наконец, пришло счастье и в личную жизнь. Сейчас у Елены Шульпиной большая, дружная семья. И главное, рядом любящий и понимающий ее человек – Григорий Степанович Петренко – поэт. И Елена Шульпина - его Муза.

Виталий Гапоненко, июнь 1999 года


Предлагаем разместить на сайте баннер или текстовую ссылку.
Музыкальные сайты для всех, кто любит ретро. К обмену принимаются кнопочки и баннеры разных размеров и тематические ссылки

Интервью с популярными артистами, поэтами, композиторами и музыкантами

Обмен баннерами и текстовыми ссылками с сайтом «РЕТРОпортал.ру»

Содружество музыкальных сайтов о популярных или почти забытых песнях и мелодиях прошлых лет. Приглашаем к сотрудничеству любителей музыки ретро

Яндекс.Метрика