RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив retroportal.ru
Тексты радиопередач
Подробно о сайте
Карта сайта
История Кубани и кубанского казачества
Мы в Telegram. Канал @retroportal - «Песни и кумиры RETRO». Присоединяйтесь!
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.


Эксклюзивные интервью

Екатерина Шаврина

Народная артистка России

- Поэт Андрей Дементьев сказал о Вас: «Екатерина Шаврина - певица вне жанра». Для Вас это комплимент был, или фраза, которая, может быть, заставила задуматься?

- Это очень точная, очень меткая характеристика моего творчества. Потому что я, действительно, вне жанра. Сложно сказать, какие песни я пою - современные эстрадные или подлинно-русские. Мне и самой непросто определить, какая я певица. Вот Алла Пугачёва сказала, что мой жанр состоит из «русской эстрады»: «Катя Шаврина - это «русская эстрада». Может быть это так. А потом, знаете, какая разница, в каком жанре работает артист? Почему на западе нет такого разделения: народная, эстрадная песня и так далее. На западе есть разделение только в танцах: народные танцы, современные танцы, бальные танцы. А у нас - русская, эстрадная, современная или несовременная певица. Всё это весьма относительно.

- Вы неоднократно бывали, как говорится, на Западе. У вас даже состоялись два выступления в зале заседания ООН...

- Организатором первого концерта был первый импресарио Майкла Джексона. Я уже и забыла, как его зовут - Федя или Андрюша. Ведь это было так давно…

Певица, народная артистка России Екатерина Шаврина

Так как всё тогда делалось по блату, Госконцерт направил вместе со мной жуткого совершенно музыканта - баяниста из Московской филармонии, который не мог сыграть вообще ничего. Как баянист-инструменталист, он, говорят, неплохой, но как аккомпаниатор, увольте… Мы с ним в Москве готовились, готовились… А моих музыкантов не пустили в США, как «неблагонадёжных».

И когда начался концерт в ООН, первую песню - «Выйду на улицу» - он ещё как-то сыграл, а вот вторая песня… ну ничего не может сыграть, ни проигрыш, ничего! И я чувствую, что пою одна без баяна, а он старается, но совсем мимо играет. Вторую песню допела кое-как, поворачиваюсь и сквозь зубы говорю: «Уходи, уходи…».

Это настолько горькое воспоминание…

А концерт, как меня предупредили, должен идти минут пятьдесят. Так вот, мне пришлось всё остальное время петь без сопровождения.

И какое счастье, что я занималась в училище имени Ипполитова-Иванова! Моим педагогом была директор училища Елена Константиновна Гидеванова. Она как раз со мной подготовила девять русских народных песен без сопровождения - интереснейшие и редко исполняемые песни - песни, которые без содрогания слушать невозможно, настолько они красивы! И когда я без аккомпанемента пела где-то сорок пять минут, по спине бежал поток пота… Я понимала - это был провал, настоящий провал: нужна музыка, а её нет - я прогнала музыканта со сцены! Пою:


«Ванюшка мой, миленький мой,
За что ж ты журишь, за что ж ты бранишь?
Или ты мне, или ты мне
Сарафан купил, новенький срядил?
Купили мне, срядили мне...»

И далее - скороговоркой:


«...шильнички, мыльнички,
шубнички, лавочнички,
сапожнички, плотнички,
шиновалы, коновалы,
овинники, пустовалы,
поповичи - все монахи, чернецы...»

Вот идёт эта скороговорка в конце каждого куплета, и каждый раз верхнюю ноту я брала в разном слове, таким образом, каждый раз выделяла разные слова. Когда новый верх делала, зрители - серьёзная международная публика - вскакивали и аплодировали.

Песню «Ванюшка мой» пустила последней. Думала: вот этой песней я и вытяну концерт!

Действительно, после концерта зрители стоя долго мне аплодировали. Им было дивно: как это - певица вышла с гармонистом и вдруг, допела одна!

Я была уверена, что это провал и целый вечер плакала. А организатор концерта - вот этот бывший импресарио Майкла Джексона не знал, чем меня утешить. Он привёз в подарок новую сумку (я прилетела в Америку со страшненькой сумкой - ещё молодая была, только начинала работать), подарил красивую тёплую австралийскую кофту - только бы я успокоилась. Полагал, что русскую бабу можно подарками утешить. А я реву, реву - уверенная в своём провале.

Но что вы думаете, не прошло и года, как меня опять направляют в ООН уже со своими музыкантами, с новой программой. Понравилось! И Толя Аморантов (помните, мим у нас такой был - знаменитый номер с зонтиком показывал) после концерта прибежал в гримёрку и говорит: «Ну, Катерина, это победа!». Так вот мы и открыли эту концертную площадку для советских артистов. После многие выступали в ООН…

Я обычно не вспоминаю об этой истории, потому что, всегда надо хорошо выступать. Но раз спросили, я вам рассказала…

Нередко бывает, приезжаешь в тот или иной город, и тебе журналисты говорят: «Видели, какой у нас зритель? Видите, как вас хорошо принимают»! Я молниеносно отвечаю: «Нет плохого зрителя, есть плохой артист». Не может зритель хорошего артиста плохо принимать, не может этого быть! А если артист плохой, то ничего уже тут не поможет…

- Но артист должен чувствовать зрителя, должен реагировать на запросы аудитории…

- Артист должен быть гибким, должен перестраиваться на ходу, должен жить в духе времени. Например, Лариса Долина (мы же с ней близки по возрасту) или Алла Пугачёва, Тамара Гвердцители (хотя она помоложе нас), мы всё время в тренаже, всё время на нас большой спрос.

Вчера у меня был концерт в Петербурге, сегодня в Краснодаре, а завтра выступаю в Нижневартовске…

Я вообще не знаю, что такое «нет концертов». Некоторые артисты жалуются, что нет концертов у них. А мне это дико слышать! Я начинаю их успокаивать. А просто нужно быть гибким, нужно идти в ногу со временем, чувствовать время. И тогда ты будешь всегда желанна и любима зрителями.

- Во многом это происходит благодаря песням, которые Вы поёте и авторам, с которыми Вы работаете…

- А это и есть гибкость. Я бы могла продолжать петь песни Александра Морозова. Он гениальный композитор, но на каком-то этапе, как мне кажется, остановился. И сейчас он пишет хорошо, но не то… не перестроился. Не могу петь то, что предлагает он - критикую. Это не делает мне чести, потому что я всё равно стою перед ним на коленях как перед композитором, но я всё время жду, когда он перестроится, когда почувствует время.

Или Саша Лукьянов, который написал мне «Молодушки-молодки» и ещё много хороших, популярных песен, но сейчас пишет не те песни, которые нужны мне и зрителям.

- А какая песня нужна сейчас?

- Напористая. И если в ней присутствует пафос, он должен быть ненавязчивым. Сегодня я пою многие песни Виталия Окорокова - мы с ним уже несколько лет работаем вместе.

И всё-таки, прежде всего, мы - мы, артисты, должны быть очень подвижны - подвижны на сцене и в жизни. И жить вместе с залом, и песню доносить не только вокалом, как раньше: встал на сцене - вокал есть, и ладно: спел и пошёл, а всем нутром доносить - жить вместе с залом! И кто понял это, кто перестроился, тот артист сейчас в порядке.

- И, тем не менее, в Вашем репертуаре по-прежнему есть песни, которые, можно сказать, для Вас были особо значимы. Песни Григория Пономаренко…

- Песни, когда-то принесшие мне известность, я не пою. Мне не хочется их петь - они и так есть в записях, а мне эти песни кажутся уже надоевшими. Я стараюсь обновлять программу. Хотя зрители часто меня просят спеть «Коля, Коля, Николаша» - «Колокольчик», «Тополя», «Горлица и дятел», «Три бокала тоски»… и я тогда с улыбкой начинаю объяснять: давайте мы их заменим - нисколько не хуже будут песни, но, зато, новые. Я вас лучше познакомлю с новой песней!

У меня есть фантазия на темы моих юношеских песен, в которой по одному куплету представлены «Похолодало», «Колокольчик», «Молодушки-молодки», «Гляжу в озера синие» (из фильма «Тени исчезают в полдень»), «Тополя», «Нарьян-Мар» и другие песни.

Совсем ещё девчонкой я была рядом с Григорием Пономаренко, и его песни тогда были созвучны моей натуре. А из более позднего периода Пономаренко я ничего не смогла для себя выбрать, несмотря на то, что у него, без сомнения, гениальные песни.

- В числе Ваших педагогов была Ирма Яунзем…

- Я бы не сказала, что училась у неё, - стажировалась. Просто я приехала в Москву на Всероссийский конкурс артистов эстрады (мне было тогда 16 лет) и Ирма Яунзем была первая, сказавшая, что вот эту девочку надо оставить в Москве. И затем некоторое время - месяца два она со мною занималась. Но тут же я поступила в студию эстрадного искусства, где я проучилась три года. Руководителями моими были Анна Редель и Михаил Хрусталёв.

- Знаменитые танцоры?

- Да, танцоры. И они помогли мне освоить сценодвижения. Они считали, что вокальные данные у меня от природы и поэтому педагога по вокалу мне не нужно.

И они были правы: как только кто-то со мной занимался вокалом, я сразу выходила из строя - узелки на связках появлялись и то - «шавринское» пение уходило… Людмила Зыкина в своё время сказала: «Шаврину учить петь - только портить».

- Встреча с Людмилой Зыкиной, несомненно, была в Вашей биографии одной из судьбоносных…

- Людмила Георгиевна мне много помогла в жизни. Я мечтала поступись в училище имени Ипполитова-Иванова. Это было тогда единственное народное отделение в России. Мы учились пять лет, что приравнивалось к институту. И мне бы никогда не поступить в это училище, потому что я девочка из периферии. Конкурс ведь был 30 человек на место! И Людмила Зыкина попросила Елену Гидеванову устроить меня в училище вне конкурса. То есть, экзамены я сдавала - сочинение написала без ошибок, немецкий язык сдала и была принята, но вне конкурса - благодаря Людмиле Георгиевне Зыкиной.

- Что помогает держать себя в форме - активная концертная работа, спорт, хобби?

- У меня загородный дом и там хороший спортивный зал. Но я захожу в него, дай Бог, раза четыре в месяц, потому что нет времени… Хобби - это моя работа, это сцена, это песни. Я специально не стараюсь выглядеть хорошо. Но, зритель видит, что я вся сгораю во время концерта. Я настолько много на сцене двигаюсь и по залу бегаю, что там никакая полнота не задерживается. Так я вам больше скажу, я мечтаю поправиться!

- ?

- Я мечтаю поправиться, потому что мне предстоит большая гастрольная поездка в Австралию, а там любят «кругленьких». Так что я сейчас на ночь пью полстакана пива и полстакана сметаны, ем овсяную кашу. Этому меня научила актриса Тамара Сёмина. Когда Тамару пригласили играть в «Воскресении» Катюшу Маслову, она была очень худая, и её снимали с роли. Чтобы набрать форму - восемь килограмм - ей врач сказал: пей пиво со сметаной, овсяную кашу ешь, орехи… И вот сейчас я держу Тамары Сёминой диету. Уже начала округляться, шью новое платье и скоро я буду красивая!..

- А Ваши увлечения в музыке? Какую музыку любите слушать так просто, для души?

- Смешно сказать, но я люблю только фоновую музыку, фоновое пение. Крис Ри (Chris Rea) мне нравится. Марайя Кэрри (Mariah Carey), Уитни Хьюстон (Whitney Houston), Селин Дион (Celine Dion), Барбра Стрейзанд (Barbra Streisand)... Их невозможно не любить - это классика. Из российских исполнителей мне очень нравился Валерий Ободзинский. Такие артисты ласкают душу. Вот Крис Ри - ну какой он певец? Никакой он не певец по вокальным данным, а он мне ласкает душу!

Люблю группу «Квин» («Queen»). Я «квинистка», у меня почти все записи группы есть. Я была даже у дома Фредди Меркьюри (Freddie Mercury) в Лондоне, расписалась на заборе... Но всё это мне не мешает любить и современную эстраду.

- «Фабрику звёзд», например?

- Мне нравится «Фабрика звёзд». И в Америке, где я бываю часто, этот проект мне всегда нравился.

Я вам честно скажу, мне приятно смотреть на этих молодых артистов, приятно их слушать, но… когда они все вместе. Но как только они разделяются - выступают по отдельности, личностей я пока не вижу…

Виталий Гапоненко, 23 сентября 2003 года

Мы в Telegram. Канал @retroportal - «Песни и кумиры RETRO». Присоединяйтесь!
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.