Все интервью сайту

Композитор, Народный артист России Юрий Саульский

о советской массовой песне и песенном жанре в постсоветской России

Юрий Сергеевич Саульский, народный артист России, композитор. Юрий Саульский о Международном фестивале «Музыка друзей», о советской массовой песне и песенном жанре в постсоветское время

Интервью было записано летом 1999 года в городе Краснодаре во время Международного фестиваля «Музыка друзей», проходившего на сцене концертного зала Творческого объединения «Премьера». Председателем жюри фестиваля был композитор Юрий Саульский.

- Юрий Сергеевич, насколько необходимо сегодня поддерживать фестивальное движение, ведь новые исполнители выходят на эстраду, становятся известными, как правило, вне различных конкурсов и фестивалей - благодаря продюсерской раскрутке, да и поют песни авторов иного плана, нежели давно признанных композиторов?

- Я придаю песенным фестивалям в наши дни очень большое значение – тем, в которых наряду с новыми песнями, звучали бы и написанные в прежние годы. Такие фестивали нужны не только исполнителям, но, даже, я бы сказал, прежде всего, слушателям. Чтобы профессиональная отечественная российская песня, а если пользоваться более старым термином – советская песня не уходила из нашей культуры. Поскольку, много хороших песен было создано в советские времена, но, есть много и новых песен.

Я не отношу себя к числу старых ворчунов, я вижу у молодых композиторов и исполнителей много интересного, и к этому отношусь очень поощрительно. Но все-таки не нужно забывать корней. Да и не только того, что было, но и творчество профессиональных авторов, продолжающих работать сегодня.

- В этом, как видится, и есть основная идея фестиваля «Музыка друзей», в котором новые артисты поют и новые и хорошо знакомые зрителям песни…

- Да, на этих концертах звучат песни разных лет. А для нас, композиторов такие концерты, такие фестивали, очень важны. Это оселок, на который мы проверяем себя. Эти встречи дают почетную, но непростую возможность каждый раз доказывать право на профессию, на сочинение. Нельзя жить одними старыми запасами. Люди, которые оценивают новые произведения должным образом, если они волнуются, если они тепло принимают, значит, ты что-то правильное делаешь в жизни. И это дает импульс и заряд для дальнейшего творчества. Так что, фестивали нужны для всех – и для публики, и для артистов, и для нас – авторов песен. Это живые встречи, но их, к сожалению, стало мало. А ведь существует понятие «российская профессиональная песня» и, я уверен, в этой области еще многое будет сделано.

- Нигде в мире нет и не было расцвета такого песенного творчества, как в России, вернее, в былые времена – в Советском Союзе...

- Должен вам сказать, что вообще феномен советской песни удивителен! Разные бывали времена и можно по-всякому относиться к разным периодам советской жизни. Но «советская песня» - наша, отечественная, то ли благодаря, то ли вопреки, уж неважно как, но появилась именно в самые непростые времена. Такие имена как Исаак Дунаевский, Василий Соловьев-Седой, Марк Фрадкин, братья Покрасс, Борис Мокроусов и так далее – знаменитые композиторы-песенники - это феномен, который мог возникнуть только у нас! Какой-то своеобразный сплав советских и еще более давних корней, мелодики, песенной лирики.

Песня как жанр сформировалась именно в то время, когда была большая надежда у людей, большая вера в хорошее будущее. Один раз меня спросили, почему Исаак Дунаевский писал такие светлые песни в такое темное и смутное время, когда буквально поголовно арестовывали и сажали? Потому что, я сказал, Дунаевский относился к числу людей, искренне веривших в светлое будущее. Очень многие люди в нашей стране в это верили, и он относился к их числу, был очень талантливым человеком и выражал надежду на хорошее, на светлое в песне, в музыке. Нельзя жить какими-то темными и неприятными эмоциями…

- Вы имеете ввиду тематику, да и вообще, уровень песенного жанра сегодня?

- И в наше время были хорошие и плохие песни. Так и сейчас. Просто хорошее, быть может, не так броско, не так заметно, но обязательно остается, а плохое уйдёт. Это было и в дальнейшем так будет. Единственное плохо, что сейчас нет профессиональной соревновательной возможности современной отечественной песни и песни из молодежного шоу-бизнеса. У нас разные возможности. А наиболее оптимальный выход из этой ситуации – фестивальное движение.

Виталий Гапоненко, 1 июля 1999 года


Предлагаем разместить на сайте баннер или текстовую ссылку.
Музыкальные сайты для всех, кто любит ретро. К обмену принимаются кнопочки и баннеры разных размеров и тематические ссылки

Интервью с популярными артистами, поэтами, композиторами и музыкантами

Обмен баннерами и текстовыми ссылками с сайтом «РЕТРОпортал.ру»

Содружество музыкальных сайтов о популярных или почти забытых песнях и мелодиях прошлых лет. Приглашаем к сотрудничеству любителей музыки ретро

Яндекс.Метрика