Все интервью сайту

Музыковед Виктор Комиссинский о композиторе Григории Пономаренко

Виктор Георгиевич Комиссинский. Композитор, музыковед, педагог, член Союза композиторов России

Виктор Комиссинский – композитор, музыковед, член Союза композиторов Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств России, профессор Краснодарского государственного университета культуры и искусств, участник Форума интеллигенции Кубани, в недавнем прошлом – председатель правления Краснодарской организации Союза композиторов РФ.

- Вашему перу принадлежит ряд публикаций в музыкальной литературе, посвященных Григорию Пономаренко, его песням, музыковедческому исследованию творчества композитора. В частности, хотелось бы выделить статью в книге Ильи Петрусенко «Григорий Пономаренко – великий песенник». Но, ведь, за гранью написанного есть и то, что хранится, как говорится, в домашнем архиве, впечатления от личных встреч с композитором…

- Вероника Журавлева-Пономаренко попросила меня написать книгу к 90-летию со дня рождения Григория Федоровича. И эта книга будет уже не такой теоретической, как мои прежние публикации. Она будет, скорее, журналистской. Поэтому, я сейчас нахожусь на стадии обдумывания канвы и названия книги...

- Когда Вы познакомились с Григорием Федоровичем? Ведь в начале 70-х он приехал на Кубань уже известным композитором - известным не только во всем Союзе. Песни его звучали и за рубежом. Вы были знакомы ранее, до приезда композитора в Краснодар?

- С Гришей мы познакомились в 1973 году, когда он переехал в Краснодар и пришел к нам в Союз композиторов, стал на учет...

Его тепло встретили наши кубанские поэты Виталий Бакалдин, Сергей Хохлов, Иван Варавва, Кронид Обойщиков…У них еще и творческая заинтересованность ведь была. Они понимали, что дружба с таким композитором сделает и их поэзию более популярной.

- Поэты тепло встречали? А композиторы, коллеги по перу, как говорится? Была ревность композиторская?

- Ну что вы, естественно!

- Это неизбежно, наверное, во все времена…

- Да, это неизбежно... Но, вы знаете, к этому надо относиться философски, надо понимать, что автор сочиняет песню, словно рождает ребенка. И он никогда не согласится ни с какой критикой, что его ребенок некрасив... Мать про свое дитя, каким бы убогим оно ни было, всегда скажет: «Ах, ты моя родненькая, красавица моя…». Так же ведь происходит?

- Конечно!

- Дело вот в чем. Сочинил человек песню, отдал ей часть души. Это его ребенок. И это надо понимать. Вот почему так трудна критика в творческой среде. Обиды иногда на всю жизнь: перестают здороваться, общаться и так далее.

- Но Григория Пономаренко пригласили на Кубань официально…

- Совершенно верно. Он приехал по приглашению. Тогдашний первый секретарь Краснодарского крайкома партии Григорий Сергеевич Золотухин пригласил его вроде как под маркой фестиваля «Кубанская музыкальная весна» - фестиваль этот у нас проходит ежегодно. И, видимо, была мысль, что, если Григорию Пономаренко наш край понравится, то, будет предложено ему остаться. Так и случилось.

Об этом, кстати, подробно рассказано в одной из передач краснодарского телевидения: когда приехал Григорий Пономаренко, третьему секретарю по идеологии Крайкома партии Ивану Кикило пришлось собрать всех композиторов Кубани, так как начались «наскоки» разные: мол, зачем пригласили, у нас и свои композиторы есть, своя сильная композиторская организация…

И вот Иван Павлович Кикило обратился к каждому композитору. «Вы знаете песню «Отговорила роща золотая»?», - спрашивал он. «Да, знаем», - звучало в ответ. «А песню «Оренбургский пуховый платок»?». «Да, тоже знаем». «А вот эту песню, например?..» «И эту знаем», - уверенно отвечали кубанские композиторы. «А знаете, что все эти песни Пономаренко написал?». «Конечно, знаем!». «Так вот, я прошу вас, воспринимайте, если хотите, мои слова как партийное наставление: Григорий Пономаренко приехал к нам на Кубань. Теперь он, как и вы состоит в нашем Союзе композиторов. Прошу вас, как говорится, его любить и жаловать»!

С этого напутствия и начались жизнь Григория Пономаренко в Краснодаре. Так что, «композиторская ревность» была в самом начале, но не стала явной – пресекли сразу.

Песни Пономаренко звучали по всей стране. Это правда и против этого ничего не скажешь - его знаменитые «Ивушка», «Ой, снег-снежок», «А где мне взять такую песню»… В Волгограде десять лет сотрудничества с поэтессой Маргаритой Агашиной – десятка два песен и каждая становилась всенародным шлягером. Поэтому, конечно, Григорий Федорович приехал на Кубань именитым композитором. И власти постарались уберечь его от никчемной «творческой борьбы». Создали комфортные условия и для жизни, и для творчества. Хорошую четырехкомнатную квартиру дали рядом с кинотеатром «Аврора» на улице Красной - в центре города - расселили коммуналку, отремонтировали. Во дворе - гараж. Помогли и с машиной, а в Геленджике - с дачей.

- Кубанский музыковед Илья Антонович Петрусенко, много лет занимавшийся исследованием творчества Григория Пономаренко, рассказывал в интервью о том, что если бы Григорий Федорович жил не на Кубани в эти годы, а, например, в столице – Москве или Ленинграде, то, быть может, и не сочинялось бы ему так, как здесь, на кубанской земле. Кубань его подпитывала творчески…

- Вы знаете, это обстоятельство немаловажно. Если обратиться к биографии, к тому биографическому следу, биографическому отпечатку в творчестве... Борис Пастернак говорил о «биографическом отпечатке в творчестве художника»… Кубань заселялась украинцами. А Григорий Пономаренко, ведь, украинец по происхождению. И, я думаю, это одна из вех того, что здесь, на Кубани ему нравилось.

Кстати, в некоторых кубанских станицах по-русски говорят, а в некоторых «балакают» - говорят на смешанном украинско-русском языке, более близком к украинской речи. И когда Григорий Федорович появлялся в таких станицах, скажем так, «запорожского происхождения», он мгновенно начинал изъясняться «на мове». Этим сразу и подкупал всех.

Но фольклорная музыка в кубанских станицах другая… На Волге она раздольная, протяжная. И это, прежде всего, было близко Григорию Федоровичу. С другой стороны, какая потрясающая художественная интуиция у него! Он почувствовал: по-другому поют здесь, на Кубани, интонационная атмосфера здесь другая – казачий фольклор, речь другая - более резкая, я бы сказал. А он слово чувствовал гениально! Все эти восклицания в песнях: «Эх!», «Ох!» и так далее. И он это уловил сразу. Его песни, не все – он остался лириком – но какая-то часть песен, зазвучала по-новому. По-другому запел Пономаренко! Например, ритмичная, даже где-то речитативная «Песня о Краснодаре»: «У реки Кубани стал казак на камень: здесь нам, братцы, город начинать!..». И это после потрясающе лиричной: «...Ты накинь дорогая на плечи оренбургский пуховый платок…».

- Григорий Федорович долго раздумывал, прежде чем принять приглашение переехать на Кубань? Сам он говорил в одном из интервью, что обрадовался такому приглашению…

- Как всегда: на машину и своим ходом вперед! Он говорил: дороги, у нас, на юге, лучше, чем в Центральной России. И он, я думаю, испытывал кайф, когда ехал по дороге, вдоль которой растут тополя… «Тополя, тополя, в город мой влюбленные…». Он не только рассказывал, но даже писал об этом: остановился, вышел, и чуть ли не на колени стал пред этой землей: «Здравствуй, Кубань!». А вскоре слова эти стали песней: «Здравствуй, наша Кубань, тополиный край – наш Черноморский, наш Приазовский, наш Краснодарский край!..». Очевидно, он поэту Сергею Хохлову подсказал первую строку песни… И это было началом…

Надо сказать, что власти наши рассматривали кандидатуру Григория Пономаренко как возможного художественного руководителя Кубанского казачьего хора. В то время ушел из коллектива Сергей Чернобай и хор переживал определенный кризис. Власти были в поиске нового худрука.

И Пономаренко пришел в хор. Более того, он разучил с артистами 16 песен. Даже краснодарское телевидение вывезло хор на берег Кубани – на затон, сняло музыкальную программу. Но Григорий Федорович все же раздумывал: брать руководство хором или нет.

Супруги певица Вероника Журавлева и композитор Григорий Пономаренко. Фотография из книги Ильи Петрусенко «Григорий Пономаренко – великий песенник» (Краснодар, 2000 год)

Я думаю, и буду писать об этом в книге, здесь более всего сказалось то, что он с Вероникой Журавлевой познакомился. Девка молодая, высокая, с длинной косой… опоздала на репетицию… «А вы кто?», - спросил Пономаренко. «А я вот, это… в хоре пою …». «Ну, если все здесь такие красивые, то и я здесь останусь!», - что-то вроде этого ответил. Эта их встреча произошла на второй день буквально... «Мои песни поешь?». «Да, почти все». Послушал. «Ну, голос, - говорит, - так себе – глина ещё. Для того, чтобы сделать певицу из тебя, еще далеко, но работать можно»...

А вскоре уехал Григорий Федорович на юбилей к поэту Виктору Бокову и взял с собой Веронику. По Москве пошли слухи – в интервью Вероника Ивановна мне об этом рассказывала – что, дескать, Пономаренко привез в Москву очередную свою жену. Но, по возрасту, уже теперь внучку или даже правнучку… Но Григорий Федорович всегда очень остроумно отвечал на подобные высказывания: «А на сколько моложе ваша жена?». Он говорил: «Вы знаете, у меня такая же разница в возрасте, как у великого Шостаковича с его второй женой». «А сколько там? Лет сорок, наверное…». «Вот! А у нас всего лишь тридцать четыре.».

Как-то в доме у него были друзья из станицы Динской и преподнесли коллаж из фотографий: Гриша играет на баяне, а Вероника в это время меряет ему давление. И подписано: «53/19» - давление якобы… Он любил Журавлеву! Я не буду вдаваться ни в какие подробности - это всегда тайна двоих…

Очень важно, что здесь, в Краснодаре, Григорий Пономаренко обрел дом. Ведь он как артист, вел «цыганскую», кочевую жизнь: бесконечные поездки. Баян на плечи и вперед!.. И всегда какая-то временность была во всей его жизни. Поэтому, отдадим должное Журавлевой – она создала ему уютный дом. Она – казачка из станицы Медведовской - могла и борщ сварить, и рубашки нагладить. И Пономаренко стал модно выглядеть: появлялся на сцене в отутюженных костюмах, заграничных рубашках, в модных туфлях… То есть, он обрел дом, располагающий к творчеству - уютный, пахнущий вкусным обедом… В годы, которые он прожил с Вероникой Журавлевой, он обрел семейное счастье. И это было благом.

- Дом всегда был открыт для друзей...

- Каждый раз, приходя к ним в гости, Григорий Федорович обязательно дарил тебе рыбку. Подойдет к холодильнику, леща какого-нибудь достанет (у него всегда в холодильнике рыба припасена была): «Бери, вот, спину побьешь!». Для него это было высочайшее понимание – подарок. Леща тебе подарит, чтобы ты с пивом попил... Пономаренко страстным рыбаком был – на Волге научился. У него там и катер был, и друзья-рыбаки. Рыбу обожал во всех видах...

- А с Кубанским хором, получается, творческая судьба не сложилась?

- С хором – нет. Вероника Журавлева рассказывала о том, что Григорий Федорович не раз спрашивал: как быть – брать хор или нет. Раздумывал об этом много… Ответ Вероники был таков: «Григорий Федорович, вы там, в Самаре (в то время город Куйбышев – В.Г.) Волжский хор поднимали. Но это 50-е годы были - другое время. Да и хористы тогда были без претензий – жили чуть ли не в вагончиках. А сейчас многое изменилось - трудна будет для вас эта нагрузка»…

Одним словом, хор Пономаренко не взял. А вскоре коллектив возглавил Виктор Захарченко и у Кубанского казачьего хора началась новая жизнь… Кстати, Пономаренко и Захарченко, дружны были. Григорий Федорович называл Виктора Гавриловича братом, много раз приезжал на машине в его родную станицу Дядьковскую. Наталья Алексеевна – мать Виктора Захарченко – принимала его, кормила борщом и пирожками… Григорий Федорович очень ценил эти встречи, часто звонил Наталье Алексеевне. Он ведь вырос, можно сказать, практически без матери… Да и песни его про маму невероятно глубокие, трогательные. Творчество Пономаренко является автобиографичным.

- Кубанский казачий хор пел песни Григория Пономаренко. Он писал для хора на стихи поэтов Кубани…

- Я бы не сказал, что много песен Пономаренко было в репертуаре хора. Виктор Захарченко и сам композитор…

Григорий Пономаренко полвека в песенном жанре работал. Первые его публикации еще в 1947 году появились и до 96-го, до его гибели – до конца века, по существу, он творил. Полвека в песенной культуре страны, огромной страны - того культурного пространства, которое называлось СССР! И я ставлю творчество Григория Федоровича Пономаренко наравне с классиками нашей песенной культуры: Василием Соловьевым-Седым, Александрой Пахмутовой, Яном Френкелем, Марком Фрадкиным, Матвеем Блантером… Пономаренко сумел что-то почувствовать в мироощущении разных поколений: и меня молодого, и наших отцов и матерей. Сумел в музыке выразить то, что было подхвачено народом! Понимаете?

Я вспоминаю документальный фильм… По-моему, на Волгоградском телевидении снимал его Ролан Быков. Вот Быков с микрофоном идет по рынку. А навстречу - пьяненький мужичок и поет: «Ивушка зеленая, над рекой склоненная…». Ролан Анатольевич спрашивает: «Чью песню поешь?». А тот говорит: «Как чью? Нашу, народную!». Вот это и есть наивысшая похвала для композитора, когда люди считают его песню народной! Даже, как говорится, образованные люди не всегда могли назвать автора этой и других популярных песен… Маргарита Агашина как-то призналась, что любила песни Пономаренко, подчас не зная, что именно он их сочинил. Она говорила: «Мне кажется, что эти песни существовали всегда как полет журавлей, как рассветы над Волгой…».

Действительно, кажется, что песни Пономаренко, были с нами всегда. Потому что, творчество композитора не было конъюнктурным. Шло время, менялись вожди наши, а он пел о любви, о березах, о русской природе, о женщине, о маме – пел о вечном…

- А как Григорий Пономаренко избежал в те времена так называемых «песен под заказ»?

- Ну, что-то в Волжском хоре было в самом начале. И все. Душа, видимо, у него не лежала к этому. Не было у него таких «лобовых» песен, типа, «Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой...». Такого не было! Потому что он лирик. Но это никоим образом не значит, что песни Пономаренко непатриотичны… Ведь, искреннее чувство любви к Родине и в песне «Растет в Волгограде березка», и в песне «Оренбургский пуховый платок»...

Вообще, песни сыпались как из рога изобилия – так Пономаренко сочинял. Но иногда он очень и очень долго работал над песней. Помните: «Подари мне платок, голубой лоскуток..». Написал эту песню и отослал Людмиле Зыкиной.

Месяц проходит, звонит Зыкиной: «Люся, я тебе песню отправлял «Подари мне платок…». «Да, - говорит, - Григорий Федорович, уже баянисты разучили, завтра записываем на радио». А Пономаренко: «Нет, нет, нет, ты останови, пожалуйста, останови запись...». «А что такое?». «Да, я другой вариант написал. В прежнем - неправильно». «А что неправильно? Песня хорошая!». «Там вверх интонация, а нужно по-другому…». Это значит, что Григорий Федорович месяц над песней размышлял, варианты разные пробовал и все что-то его не устраивало! Говорит Людмиле Зыкиной: «Так не просят по-русски. Получается, вроде: подари мне платок, твою мать, а то… Нет, так не просят. Грубо получается на слух». «А как?». «Надо вниз интонацию, ласково надо: подари мне платок, голубой лоскуток…».

- Григорий Федорович песни на стихи изначально писал или музыка рождалась первой?

Композиторы Виктор Комиссинский и Григорий Пономаренко. Архивная фотография из книги Виктора Комиссинского «Музыка. Творчество. Жизнь» (Краснодар, 2007 год)

- Он на стихи писал. Многие песни начинались с его собственных поэтических задумок. Вот, например, «Ивушка зеленая, над рекой склоненная…». Это он сам сочинил. А потом шел к поэту и делился своей задумкой. И поэт дописывал песню. Или, вот, «Эх, Волга-речка, не боли сердечко…». И это тоже он сам придумал!

Я уже говорил, что Пономаренко очень тонко чувствовал слово. И, если бы он не был композиторам, то, получив образование, стал бы поэтом, наверняка. Стихи, которые могут стать песней, он угадывал железно! Если обращал внимание на стихотворение, сразу начинал работать: какие-то строчки переставлял местами, какие-то слова заменял… Так он работал - с ходу. И поэты с ним соглашались, когда стихотворное слово зазвучало – становилось песней.

Он даже у Александра Блока, не вмешиваясь особо, но переставлять какие-то слова себе позволял. Ему нужна была песенная певучая строка…

А поэзия Сергея Есенина! К Есенину Григорий Федорович обратился еще в Волгограде. Это 60-е годы были. Тогда Есенина разнесли по подворотням доморощенные исполнители, пели в приблатненной манере… Но вот Пономаренко обратился к есенинским стихам и нашел какой-то благородный эквивалент. Потому, что его ощущение основывалось, можно сказать, на целой истории русской музыки. Подчас думаешь: что это - «Отговорила роща золотая» - песня или романс? Скорее, романс. И сейчас я вам это продемонстрирую…

- А ведь, действительно, часто называют романсами песни Пономаренко на стихи Есенина…

- И песнями называют, и романсами его есенинский цикл. Если Георгий Свиридов писал на стихи Сергея Есенина в жанре большой академической музыки: кантаты, «Поэма памяти Есенина»… Оркестр, хор и так далее… То Григорий Пономаренко - в жанре песни. Но оба композитора поднялись до подлинного Есенина. Понимаете?

- Вокальные циклы на стихи Сергея Есенина и Александра Блока долго рождались…

- Очень долго. Много лет. Есенинский цикл Пономаренко лет десять в Волгограде писал, а дописывал уже здесь, в Краснодаре. И здесь пришел к Блоку. Кстати, цикл на стихи Блока долго не получался. Были как-то Григорий с Вероникой в Чехословакии, кажется. И вот там была сочинена первая песня на стихи Александра Блока - «Сольвейг».

Поэзия Блока сложная, символистская, с образной точки зрения, в своих ассоциациях она уходит в бесконечность... А песня-то простая штука. И вот, надо отдать должное Пономаренко. Он сделал символистского, сложного поэта Блока песенным. Стало ясно, что это настоящий, великий русский поэт, который может звучать и в песне.

- Эти вокальные циклы целиком были впервые спеты и записаны на пластинки Иосифом Кобзоном. Григорий Федорович изначально рассчитывал на исполнение их Кобзоном?

- «Сольвейг» Пономаренко показал Кобзону первому. А тот сразу и запел - песня понравилась! И вот это одобрение Кобзоном его вдохновило. Все, что он далее писал на стихи Блока, писал для исполнения Иосифом Кобзоном. А когда завершил цикл и принес артисту, тот посетовал, что на два года вперед все записи расписаны - на два года все забито, ни просвета. А записать надо бы на диск. «Не жди, Гриша, не губи такую музыку – отдай другому артисту». Пономаренко говорит: «Нет, я буду ждать. Буду ждать. Потому что в этих песнях твои интонации!».

Автограф композитора Григория Пономаренко. Фотография из книги Виктора Комиссинского «Музыка. Творчество. Жизнь» (Краснодар, 2007 год)

И он дождался. Кобзон записал песни на пластинку, на аудиокассету и на компакт-диск. Потом эти записи широко распространились не только в России, но и в Америке – в русской среде.

Я был приглашен в числе друзей Григория Пономаренко в Москву на премьеру вокальных циклов на стихи Сергея Есенина и Александра Блока. В то время Григория Федоровича выдвинули на Государственную премию и нужны были показы перед тем как соберется Совет и будет рассматривать кандидатуры претендентов на Премию... Вспоминаю, как Григорий Федорович прошел на сцену к Иосифу Кобзону с цветами и стал перед ним на колени. А Кобзон тут же рухнул перед ним. Вот так они под аплодисменты и стояли…

- Иосиф Давыдович и Людмила Георгиевна часто приезжали в дом к Григорию Пономаренко и Веронике Журавлевой, репетировали.

- Да, общались, репетировали неоднократно…

- Вы присутствовали на этих репетициях или импровизированных домашних концертах?

- На репетициях – нет. А вот с Людмилой Зыкиной на кухне сидели, пили чай. Вероника ее почивала. Людмила Георгиевна рассказывала о внуках... А потом, ее служебная «Волга» не приехала по какой-то причине, а у меня «Запорожец» был в то время. И я Зыкину на «Запорожце» от дома Пономаренко к гостинице подвез. Когда она садилась, «Запорожец» просел немножко,.. но я ее благополучно довез…

- Вам лично каким запомнился Григорий Федорович? Что в памяти всплывает, прежде всего? Какие черты характера, может быть?

- Эмоциональный, стремительный, артистичный! Вероника Ивановна мне говорила: с возрастом, естественно, болезни давали о себе знать, ходить ему было уже тяжело, но на сцену выйдет – спина ровная, походка торжественная! Артист без сцены увядал. Артистичен – да! Незлопамятен и наивен как ребенок... А какие он эпиграммы и шуточные стихи писал друзьям! Иногда думаешь: смеяться или плакать. Ну, например, сочинил такое: «Были Стасовы, Белинские, а теперь Пономаренко, Комиссинские»!..

Издательство «Музыка» как-то заказало мне статью о Григории Пономаренко. В ней надо было не только поделиться воспоминаниями, но требовалось изложить также теоретическое обобщение его музыки. А я ранее занимался исследованием творчества Родиона Щедрина. У меня и диссертация о нем, и книга о композиторе в Москве вышла. Изучал авангардные оратории, симфонии и вдруг меня озадачили: рассказать о песне. Я даже испытал некоторую растерянность. Ну, как объяснить, что такое хорошая песня? Арам Хачатурян говорил: «Хорошую песню сочинить сложнее, чем симфонию». Десятки тысяч песен появляется ежедневно! Одна прозвучала и на второй день о ней уже никто не помнит. А другая вдруг подхватывается народом и поется всюду… Вот так и происходило со многими песнями Пономаренко!

Григорий Федорович - очень светлая личность. Настоящий художник только таким и может быть. Вся его жизнь, все его творчество к людям апеллирует. Послушайте, мол: это вот я, вот так я чувствую, так я люблю… И без этого настроя наивного, но светлого, без любви к людям и к жизни, творчества быть не может!

Виталий Гапоненко, 11 декабря 2009 года, Краснодар


Компакт-диск «Неизвестный Пономаренко» с записями ранних песен Григория Федоровича Пономаренко (реставрация патефонных пластинок 1950 - 1960 годов)

Компакт-диск «Неизвестный Пономаренко» с отреставрированными записями песен композитора, изданных на патефонных грампластинках в 1950-х - 1960-х годах.

Слушать архивные записи с компакт-диска

О первых песнях Григория Пономаренко и работе композитора в Волжском народном хоре в интервью сайту «РЕТРОпортал.ру» рассказывает поэт Вениамин Бурыгин.


Предлагаем разместить на сайте баннер или текстовую ссылку.
Музыкальные сайты для всех, кто любит ретро. К обмену принимаются кнопочки и баннеры разных размеров и тематические ссылки

Интервью с популярными артистами, поэтами, композиторами и музыкантами

Обмен баннерами и текстовыми ссылками с сайтом «РЕТРОпортал.ру»

Содружество музыкальных сайтов о популярных или почти забытых песнях и мелодиях прошлых лет. Приглашаем к сотрудничеству любителей музыки ретро

Яндекс.Метрика