Все интервью сайту

Маша Макарова

(группа «Маша и медведи»)

Весной 1998 года по радио и телевидению зазвучала песня «Любочка» группы «Маша и медведи». К лету песня уже возглавляла всевозможные хит-парады. Вот как это было (сохранились записи эфиров FM-радиостанций того времени):

В конце 90-х я работал корреспондентом радио ГТРК «Кубань». И не сделать передачу о Маше Макаровой, популярность которой стремительно взлетела к всероссийским высотам, просто не мог. Ведь Машу на Кубани и, особенно, в Краснодаре прекрасно знали и как музыканта, и как популярнейшего ди-джея первой FM-радиостанции «Фермата».

Пресса о певице Маше Макаровой. Из статьи журналиста Михаила Мохового «В жизни всегда есть место празднику!». Газета «Краснодарские известия» (спецвыпуск «Молодежной газеты» - одна из публикаций кубанской прессы 90-х годов, в которых есть упоминания о Маше Макаровой), 26 апреля 1995 года

Раздобыл три сингла с готовящегося дебютного альбома группы «Маша и медведи» и дождался приезда Маши в Краснодар на сессию (она в то время заочно училась на Факультете журналистики Кубанского Госуниверситета).

Погожим летним днем в университетском дворике интервью было записано; передача смонтирована и готова к эфиру.

Надо сказать, что телерадиокомпания «Кубань» известна не только своими давними традициями, но и такими же незыблемыми (еще с советских времен) взглядами на происходящее вокруг. Поэтому, немудрено, что редакторы предпенсионного возраста даже не стали слушать передачу, а бегло взглянув в сценарий, категорично заявили: «Молодежи Кубани это не нужно!».

Пленка с передачей была благополучно размагничена, а интервью с Машей осталось на аудиокассете в моем архиве. И, хотя, конечно же, Машу Макарову еще слишком рано записывать в категорию «ретро», но, полагаю, читателям сайта интервью будет интересно.

- Помнишь свое первое появление на «Фермате»? Говорят, твой одноклассник Андрей Андреев привел тебя в офис радиостанции…

- Нет, я сама пришла. Там, по-моему, Константин Игоревич был и Гена Нечаев (Константин Игоревич Сачли – в то время директор радиостанции, Геннадий Нечаев – программный директор, – В.Г.). Я им: «Пожалуйста, возьмите меня работать на радио». А они посмеялись надо мной. Я опять говорю: «Вам работа не нужна»? Константин Игоревич сказал: «Да, нужна. Вот, давно полы не мыли»... Ужас, короче. Но потом, все-таки, взяли меня на работу!

- Веселая история!.. Вначале ты появилась в эфире как ведущая программы о рок-музыке…

- Да, мы с Алексеем Науменко вели программу. Нам сказали: «Вот, ребята, делайте программу вдвоем, пожалуйста». И мы с ним стали вести программу с дурацким таким названием «Рок-часок».

- Тексты сами писали и музыку сами подбирали…

- Да, конечно. Свобода была, как говорится, творческая.

- Первое впечатление от студии «Ферматы», от чердачка многоэтажки.

- Для меня это такая сказка была! Ну, понимаешь, весь этот миф о радио вдруг стал реальностью! Это ведь тогда первое радио вообще было. То есть, оно было настолько и в прямом, и переносном смысле высоко от земли, что, конечно, туда попасть, была такая честь!

- Но ведь прошло полгода с появления радиостанции «Фермата» до того момента, как ты сама пришла на эту радиостанцию? Полгода раздумывала: идти или нет на радио?

- Я помню: был такой период, когда в эфире только одна «Фермата» была. Когда она появилась, это был какой-то взрыв эмоций, революция в Краснодаре настоящая! То есть, вдруг появилось радио, где крутили альбомами «AC/DC», пожалуйста, слушай! «Pink Floyd», «Led Zeppelin», конечно, «The Beatles» (привет битломану Гене Нечаеву!). И мне захотелось на радио...

- «Фермата» – первая FM-станция, которую ты услышала? Ведь с середины января того же 1994-го стали в Краснодаре радио «Рокс» транслировать из Москвы.

- Как «Фермата» появилась, так я ее и слушала часто, можно сказать, постоянно слушала, как и все, у кого были в то время радиоприемники.

- Но в то время – весной 94-го - уже был выбор в Краснодаре на какой станции попробовать себя. 8-го марта как раз «Радио Икс» появилось. И «Фермата» была уже полгода в эфире. Ты выбрала «Фермату»…

- Да. Но тогда «Радио Икс» никто не слушал, а слушали все «Фермату». Да, и как-то сразу мы нашли общий язык с ребятами, которые там работали. Все такие хорошие ребята...

- Первый свой самостоятельный ди-джейский эфир помнишь? Ведь ты всего несколько недель была соведущей программы, а затем стала ди-джеем. И как все новички, дебютировала в ночную смену…

- Просто это какая-то совершенно дикая смена была. Мне так было трудно, но так интересно! Поначалу же трудно успевать все эти «фишечки» на пульте двигать! Еще кассеты были тогда, головки эти подстраивать отверточкой… Сейчас это смешно, конечно. Лёша Коростелев тогда со мной остался в эту первую смену для всяческой поддержки. Но, вообще, здорово было. Воспоминания, конечно, самые лучезарные!

- Сможешь сейчас, как в те времена, сказать: «В эфире Радио «Фермата» телерадиостанции «Пионер»? В записи, по-моему, так и не сохранилась фраза, которую ты произносила в эфире каждый час.

- Точно! Мы же говорили так длинно и сложно в почасовках! Радио «Фермата» телерадиостанции или телерадиокомпании «Пионер»? Как правильно?

- Я тоже не помню точно, как мы тогда говорили… Сейчас тебя знают «поющую», а, ведь, когда-то все знали «звезду кефира» - говорящую Машу Макарову на радио.

- Ну, я сейчас уже не скажу именно так, как это было в эфире столько лет назад… Я вообще сейчас уже не умею говорить так, как говорила в эфире в то время. Ну, ладно, попробую:

- Тогда, в первые месяцы работы радиостанции, на «Фермату» пришли музыканты (среди них я, пожалуй, исключение). И у тебя до работы на радио группы «Дрынк» и «Макар Дубай» были…

- Вообще, здорово было! Я играла то с «Дрынками», то с «Дубаями». Кстати, мне очень жалко, что группа «Макар Дубай» как-то канула в лету. Мне кажется, очень прогрессивная была команда.

Я, конечно, всегда любила музыку, но тогда, так получилось, что я больше внимания уделяла радио. И музыка для меня была, не то, чтобы на втором плане, но, своего рода, развлечением, не более. Мне было приятно общаться с музыкантами, тусоваться с ними. А потом, когда музыка вышла на первый план, радио, естественно, отошло на второй и никакой работы качественной не стало…

- Маша Макарова - певица и музыкант. Маша Макарова - радио ди-джей. Маша Макарова пишет музыку и стихи… А где ты себя проявляешь максимально?

- На концерте.

- То есть, когда все это вместе, можно сказать…

- Да, конечно. Сейчас, действительно, только на концертах.

- Уехав из Краснодара, ты появилась на «НТВ» в программе о фестивале «Поколение-96». Насколько я знаю, из почти 300 участников, лишь чуть больше десяти вышли в финал. Среди них – ты.

- Было очень много заявок, действительно, несколько сот. А выбрали всего 13 человек. И вот только эти 13 участвовали в самом концерте. Потом нас осталось 7 финалистов. И потом дали три места. Я в тройку лидеров не вошла. Но всей этой семерке вручали призы. И мне достался приз «Хрустальный карбункул» от «Русского радио».

- И что дальше было?

- Дальше? Песню стали по «Русскому радио» крутить мою - «Мил-милу». Еще в старом варианте, краснодарском. Потому что тогда еще не был записан альбом (альбом «Солнцеклеш», - В.Г.).

Мы перезванивались с Олегом Нестеровым, который сейчас является моим продюсером. Потом мы с ним решили прийти к окончательному результату нашей совместной деятельности. Подписали контракт и до сих пор вот работаем вместе.

- Последнее на сегодняшний день, что о тебе написано: «Маша и Медведи» купили инструменты». Вот такой огромный заголовок в журнале! И какой состав инструментов в группе?

- Бас-гитара, две гитары обычные и барабаны.

Первый CD краснодарских музыкантов «ANTENN-MC», «Д.Р.Ы.Н.к», Андрей Андреев, Маша Макарова, «Духовный коммутатор», «Конная авиация», «Биг флаш», «DNK», «Горнъ», «Екатеринодар Бэнд», «Лаборатория». Организатор проекта: Андрей Мишенькин. Творческий вдохновитель: Роман Демченко. Идейная поддержка: D.J. Остап, Дмитрий Фоменко. Мудрые советы: режиссер Г.В.Николаев. Оригинальный макет полиграфии: Юлия Гузик, Леонид Жиров. У компьютера: Михаил Коробкин. Мастеринг и сведение: Дмитрий Подерягин, Константин Рябинин

- Самое грандиозное выступление группы было на «Максидроме»?

- Честно говоря, очень было тревожно. Я не представляла, что это будет так… как бы это сказать… будет так, что я, выйдя на сцену, почувствую то, что почувствовала… Я думала: ну ладно, ну 17 тысяч зрителей там. Ну, что ж поделаешь… Но это не объяснить просто словами...

Концерт часов пять длился. Всего участников было шестнадцать. Мы выступали восьмыми, то есть, ровно посередине. Играли три песни: «Любочка», «Без тебя» и «Рейкъявик».

- В альбом вошли эти песни?

- Да. Песен в альбоме 12. И там половина старых, которые мы еще в Краснодаре записывали с Юрой Зайцевым.

- «Земно-неземная» будет?

- Да, конечно. Ее, кстати, уже начали по «Русскому радио» крутить. Вчера слышали, говорят.

- Сейчас и твой клип по всем центральным каналам крутят. Идея клипа на песню «Любочка» кому принадлежала? В Индии как вы оказались?

- Идея принадлежала Михаилу Хлебородову – нашему режиссеру. Ему понравилась «фишка» под песню «Любочка» снять рельефы храмов любви в Коджураха. Вот именно поэтому мы туда и поехали. И клип «Без тебя» тоже в Индии снимали.

- Твои впечатления?

- Впечатления просто потрясающие! Сейчас уже я отошла немножко. А в первое время я просто как проповедник ходила и говорила: всем нужно ехать в Индию и срочно! Потому что, это оказалось не так дорого. Если в Москву из Краснодара билет туда и обратно стоит 200 долларов, то в Индию - 350. В принципе, реально. И там можно жить, если у тебя 50 долларов есть. На эти деньги ты можешь жить там просто долгое время. Потому, что там так все дешево, что просто невозможно себе представить!

- Не первый раз ты заграницей. Из всех стран Индия тебя наиболее удивила?

- Да, конечно. Там вообще все совсем по-другому. Я даже не ожидала, что будет именно так: от запаха, до солнца и облаков даже… Абсолютно unreal такой impossible!

- «Любочка» – та песня, с которой ты бы и хотела раскрутиться на всю страну? Или это случай?

- Это случай. Потому что, «Любочка» возникла абсолютно спонтанно, и мы даже не планировали включать ее в альбом. Он был без нее. И в один из последних дней, уже перед записью, Слава Мотылев сыграл ее на всех инструментах сам: и бас он сыграл, и гитары обе. Кроме барабанов. То есть, «Любочка» возникла абсолютно за один день.

- Чтобы сейчас сказала Агния Барто?

- Мне кажется, мы дали вторую жизнь этому стихотворению.

- Ну, это, несомненно!

- Несколько человек знаю, которые сказали, что послушав песню, перечитали Агнию Барто, чтобы узнать, что там на самом деле написано про Любочку. То есть, мне кажется, что это, своего рода, даже реклама Агнии Барто получилась.

- В группе «Маша и медведи» ты себя на данный момент можешь реализовать полностью?

- И да, и нет. Ведь, человек меняется со временем и меняется то, что в него входит и то, что из него исходит творческого. То, что я могу сочинить, мои ребята выполняют абсолютно гениально. У нас ведь нет такого: да что вы играете, мне это не нравится, сыграйте вот так или так! Этого нет в группе.

Ко мне приходит очень много разных идей в отношении инструментальной музыки. И вся проблема в том, что я сама не умею играть так, чтобы сыграть то, что я придумала. И, поэтому, многие идеи просто забываются. У меня сейчас есть большое желание учиться играть на инструменте профессионально. Но я такая ленивая, что сомневаюсь, что это когда-нибудь получится. Ну, а ребята, оказались очень хорошими музыкантами. И меня они полностью устраивают.

- Флейту мы услышим в будущих песнях?

- Да, кое-где. Но флейта будет звучать слишком концептуально: одна нота или две такие длинные-длинные ноты...

- Фермата?!

- Да, точно!

- Помню, как ты играла «Сурка» на флейте в эфире радио... Ди-джей, играющий на флейте, выполняя музыкальные заявки радиослушателей - это было что-то новое…

- Было дело, да! Сейчас все это уже как сон… У меня такое ощущение, что радиостанция «Фермата» это такая моя творческая мама. С нее началось мое «общение с массами», как говорится, - социальная жизнь. Это было первое такое явление в моей жизни. И, естественно, оно было самым ярким и, поэтому, незабываемым впечатлением.

21 марта 2004 года. Маша Макарова без «медведей» в краснодарском ночном клубе «Империо» - один из первых концертов после долгого перерыва... (фотограф Наталия Хасьянова)

- В Краснодар на гастроли приедете?

- Да, конечно. Вообще, мне так хочется дать здесь концерт! Но, дело в том, что здесь нет ночных клубов с живым звуком. И ждем, пока сможем собрать большой зал. То есть «Драму» или ДК какой-нибудь.

- Но, по-моему, успех будет обеспечен.

- Я не сомневаюсь. Например, в Самаре, мы две тысячи человек собрали, я сама аж удивилась!

Ну а здесь, просто, ко мне другое отношение. Я здесь, вообще, не чувствую себя какой-то звездой. А чувствую себя как дома. Это здорово! Где-нибудь в другом городе ажиотаж: да, вот, приехали! Те самые! А здесь все меня знают. И, может быть, поэтому, организаторы концерта не думают, что придет много людей. Но мне, почему-то кажется, что люди бы пришли…

- Зная тебя давно и слушая твои песни, скажу, что ты искренняя как в жизни, так в текстах песен и музыке. А можешь поделиться впечатлениями о других музыкантах, которых, допустим, раньше ты знала только по песням, и вот познакомилась лично. Насколько вне сцены они оказались такими, какими ты их себе представляла?

- Ты имеешь ввиду музыкантов, известных на всю Россию? Дело в том, что я еще не со многими познакомилась. Имею постоянный контакт с Олегом Нестеровым и группой «Мегаполис». И о них я могу сказать только то, что мне очень сильно повезло. Потому, что из всей тусовки шоу-бизнеса Олег наиболее положительный персонаж. Это очень интеллигентный, порядочный человек, современный и с чувством юмора. То есть, абсолютно человек из области фантастики! А с остальными музыкантами – со многими, да, мы знакомы, но мы еще не в таком тесном находимся общении, чтобы делать какие-то выводы.

- Недавно смотрел программу с Олегом Нестеровым «Ретро-шлягер». Он беседовал с артистами 60-х годов. Удивило, насколько он осведомлен о музыке тех лет, насколько прекрасно знает поэзию…

- Дело в том, что Олег, действительно, образованный и чрезвычайно мудрый, глубокий человек. Историю музыки, естественно, тоже знает. И, поэтому, я не сомневаюсь, что он в теме «ретро» тоже. Так как у Олега вряд ли что может быть плохо. Ой, ужас! Я прямо вознесла его от земли до небес! Но он, действительно, очень хороший человек!

- У вас выходит первый альбом, гастроли…

- У нас уже начались гастроли. Мы были в Самаре, Одессе, в Питере концерт давали. В Таллине побывали. Очень замечательный город!

- Ну, Прибалтику ты знаешь…

- Да. Но Таллин меня просто поразил, потому что, я, во-первых, давно не была уже в Прибалтике. А во-вторых, я попала прямо как в Европу. Таллин примерно как Копенгаген. То есть, люди не спеша ходят, оттягиваются и просто пьют пиво! Особенно после Москвы, где все мечутся, это такая расслабуха! Кайф полный!

- Допустим, тридцать лет спустя состоится творческий вечер народной артистки Марии Макаровой…

- Сомневаюсь, конечно…

- Но все-таки, если предположить. Как он будет проходить?

- О! Я думаю, можно уже начинать писать бизнес-план этого вечера. Может быть, мы с друзьями слетаем в этот прекрасный вечерок на Луну. Обещают, что через тридцать лет уж точно можно будет на Луну летать.

- И кого бы ты взяла из музыкантов?

- На Луну?

- Да.

- Своих медведей, конечно. Мне с ними очень хорошо. И больше, в принципе, не нужен никто.

- Пожелание радиослушателям...

- Как говорится, если смерти - то мгновенной, если раны – небольшой.

Виталий Гапоненко, июнь 1998 года
(Интервью опубликовано на «РЕТРОпортал.ру» 1 сентября 2009 года)


Предлагаем разместить на сайте баннер или текстовую ссылку.
Музыкальные сайты для всех, кто любит ретро. К обмену принимаются кнопочки и баннеры разных размеров и тематические ссылки

Интервью с популярными артистами, поэтами, композиторами и музыкантами

Обмен баннерами и текстовыми ссылками с сайтом «РЕТРОпортал.ру»

Содружество музыкальных сайтов о популярных или почти забытых песнях и мелодиях прошлых лет. Приглашаем к сотрудничеству любителей музыки ретро

Яндекс.Метрика