RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив retroportal.ru
Тексты радиопередач
Подробно о сайте
Карта сайта
История Кубани и кубанского казачества
Мы в Telegram. Канал @retroportal - «Песни и кумиры RETRO». Присоединяйтесь!
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.


Эксклюзивные интервью

Елена Суржикова

Одиннадцатого октября 2017 года один из самых ярких отечественных авторов, композитор, поэтесса, лауреат многочисленных российских и международных песенных конкурсов, режиссёр-постановщик и сценарист концертных программ и театрализованных представлений Елена Павловна Суржикова отмечает юбилей. Ей исполняется 65 лет.

Елена Суржикова

- Елена Павловна, как Вы считаете, есть ли предел человеческим возможностям?

- Ну, и темку Вы мне подбросили! Если вы имеете в виду физические возможности, то, на мой взгляд, они велики, но не беспредельны... А умственные возможности зависят от многих факторов: во-первых, генетика; во-вторых, среда, в которой находится человек от рождения, воспитание в семье и желание учиться чему-либо. Но в том и в другом случае, всё зависит от умения преодолевать себя: свои страхи, неуверенность, инертность и лень. Очень многое определяется силой воли, интеллектом и реалистичностью поставленной для себя задачи тем или иным человеком... Только самые упорные и настойчивые люди добиваются своей цели. Но не всё так просто: можно ведь сгибать руками подковы, слыть очень сильным, но, если в голове - пусто, так хоть что сотвори, это никому не принесёт пользы... Самореклама, да и только! Я отдаю дань гениям, творцам, людям искусства, науки, образования, посвятивших свою жизнь работе во благо человечества! Также восхищаюсь трудолюбием и терпением людей, обрабатывающих землю, чтобы кормить нас хлебом!

- Но оглядываясь назад, на свой пройденный путь, у Вас не возникает желания что-либо переменить в своей жизни, если бы представилась такая возможность? И кем Вы мечтали стать в детстве?

- Нет, такого желания не возникает! Я, вообще, не люблю сослагательного наклонения, это всё равно, что после драки - кулаками махать! Всему - своё время! Обиды на свою судьбу не держу, она столько раз предоставляла мне возможность подняться на более высокий уровень! И, понимая, что взросление - это очень нелёгкий период в жизни каждого человека, утверждаю, что не всегда молодость умеет расставить всё «по полочкам». Мудрость приходит с годами, она сопряжена с преодолением себя! Наши «хотелки» не всегда совпадают с нашими возможностями и, нужно соблюсти своеобразный баланс, восполнять пробелы в образовании или воспитании... Множество факторов влияют на нас во время становления психики. В социальной среде встречаются и «белые», и «чёрные» учителя... «Чёрные» - намного эффективнее, чем «белые», - сразу отрезвляют! Только опыт и интуиция могут подсказать, что не к каждому наставнику нужно тянуться! Это я испытала на себе.

Елена Суржикова (Елена Горбернко) с родителями Павлом Александровичем и Галиной Георгиевной, 1963 год

Что касается выбора пути, на мой взгляд, всё в моей судьбе было предопределено. С самого рождения я росла в окружении музыки: начиная с колыбельных песен, которые мне пела моя мама Галина Георгиевна и тётя, Тамара Георгиевна - настоящим колоратурным сопрано! Сколько себя помню, над моей кроватью висел огромный «блин» радиорепродуктора. Все песни, «Пионерские зорьки», детские сказки, да и взрослые радиопостановки, я слушала с большим удовольствием. Мама уходила на работу рано, но, к обеду возвращалась, я была дома одна, так как не было места в детском садике. Иногда к нам приходили няни, но мне с ними было неинтересно, а родителям накладно. В четыре с половиной года я написала красным карандашом на тыльной дверце шифоньера имя предводительницы гусей из сказки про Нильса: Акка–Кнебе Кайсон, вместо Кебнекайсе. Я думала, что мне здорово влетит от тёти, она была очень строгой, но, вместо «разноса», мне купили «Азбуку» и я её почти самостоятельно освоила, чем удивила маму и тётю. В пятилетнем возрасте тётя Тамара взяла меня с собою на концерт, где она дирижировала сводным хором военного ансамбля песни и пляски города Кинешмы. До сей поры помню песни: «В лесу прифронтовом», «Землянка», «Солдатская полька», особенно запомнилась песня: «Парень хороший, парень хороший, как тебя зовут? По-армянски - Аванес, а по-русски - Ваня! По-грузински,он - Вано, а по-русски - Ваня!» Наверное, отсюда моё отношение к песням и к людям разных национальностей. Когда я слушаю грузинские песни, душа моя замирает и насыщается этим непревзойдённым волшебством и богатством, я купаюсь в этой величественной стихии! Такое же наслаждение я получаю и от музыки других народов мира!

Елена Суржикова (Горбернко) в 25 лет

У нас дома было множество нот и сборников песен, а также, пластинки изумительных певцов: Марка Бернеса, Леонида Утёсова, Майи Кристалинской, Георга Отса, Гелены Великановой, Владимира Трошина и позже: Робертино Лоретти, Клаудио Вилла, Доменико Модуньо, Эмиля Горовца, Эдиты Пьехи, Людмилы Зыкиной и многих других потрясающих исполнителей... И, конечно, мы с подружками собирались в нашей комнате, пока не было взрослых и пели песни, мечтая о сцене. Пианино было недосягаемой моей мечтой... Когда мне было двенадцать лет, мы с мамой переехали в город Славянск Донецкой области, я пять лет занималась в детской спортивной школе на секции баскетбола, играла в шахматы за область и завоёвывала 1-е и 2-е места. В школе висели плакаты - поздравления в мою честь... Английский язык, историю, географию и особенно литературу я просто обожала!

Елена Суржикова (Горбенко) со своим музыкальным коллективом, 1970-е годы

Когда меня стали заставлять в школе изучать украинский язык, я отчаянно сопротивлялась, но мама мне сказала: «Ты сможешь выучить язык, он очень напевный и красивый, обязательно пригодится тебе в жизни!». И, правда, сколько прекрасных песен на украинском языке я могу понимать и петь, а также общаться с друзьями! В четырнадцать лет сбылась моя самая сокровенная мечта - мне подарили гитару, и я стала заниматься на курсах игры на шестиструнной гитаре и петь в девичьем ансамбле «Мрiя» («Мечта»), затем, в девятнадцать лет, меня пригласили работать в музыкальный ансамбль «3 + 1», потом в Орловскую филармонию. Так, постепенно, я и выбрала себе любимую профессию!

- Елена Павловна, 11 октября Вы отмечаете юбилей. В этот же день родилась Ваша дочь. Расскажите, пожалуйста, о Вашей семье. Чем занимаются Ваши дети?

Елена и Сергей Суржиковы в день свадьбы, 1983 год

- Начну с главы семьи. С мужем, Сергеем Михайловичем Суржиковым, мы встретились в сложный для меня период: неожиданно, распался второй брак в моей жизни, и у меня появился своеобразный комплекс: я стала избегать мужчин, так как считала, что они приносят мне только несчастья! Однако, через полгода ухаживаний, Сергей доказал мне свою любовь и серьёзность намерений! 2 апреля 1983 года мы зарегистрировали свой брак. Свою дочь - Тамару, я родила в день и в час своего рождения. Сделала себе подарок на всю жизнь! Теперь на праздничный стол меньше трат... (Шучу, конечно!) Серёжа очень хотел мальчика, а я родила девочку... Однако, через три с половиной года я вняла просьбам мужа и родила ему сына - Петеньку. Сейчас Петру 29 лет, он работает в крупной российской фирме гейм-дизайнером. Пока не осчастливил меня женитьбой и рождением внуков, но, думаю, что доживу до этих радостных лет! Тамара визажист–стилист, в 2000 году принимала участие в записях моих песен «S.O.S» и «Казино» в качестве бэк-вокалистки. В 2013 году она родила мне внучку - Милочку! Старшему сыну от первого брака Евгению уже 47 лет, он закончил радио-технический техникум, работает инженером. Он мне подарил внучку Танюшу, а она, в свою очередь, сделала меня прабабушкой, родила нам Богданчика. Все мои дети прекрасно готовят и умеют починить любую технику, а также сделать ремонт в квартире. Они мыслят современными критериями, и во многих жизненных вопросах разбираются лучше меня, дают советы и вообще, мы с ними - друзья!

Саксофонист Вадим Кириченко, Елена и Тамара Суржиковы

- Ваши песни исполняли Николай Караченцов, Ольга Кабо, Ксения Георгиади, Инна Пиварс, Виктор Раков, Илья Трофимов и многие другие артисты. Вам с драматическими актёрами интереснее работать, чем с эстрадными певцами?

- «Случайная закономерность», свела меня с Великим Николаем Караченцовым. Этот период я считаю самым плодотворным и радостным в своей жизни! А за ним, как продолжение прекрасного, последовали и многие другие... Каждый исполнитель - это целый мир, у каждого свой подход к песне, свои пристрастия! Мне самой приходилось многому учиться у них, а особенно, у Николая Караченцова!

Не все актёры театра и кино обладают большими певческими голосами и несомненными вокальными данными, но, как никто, умеют войти в образ. Во время записи песни «Я не солгу!» Ольга Кабо удивила меня своим трудолюбием, серьёзным отношением к музыкальному и текстовому материалу. Несмотря на положительную реакцию присутствующих в студии музыкантов, она дубль за дублем добивалась наилучшего звучания и донесения текста. В результате песня зазвучала так проникновенно, что слёзы наворачивались на глаза!

На презентацим альбома песен Елены Суржиковой в исполнении Николая Караченцова «Высший пилотаж», 16 октября 1998 года

Несколько встреч с Дмитрием Харатьяном, который пожертвовав своим временем, помог мне провести концерт, утвердили меня в исключительно положительном мнении об этом актёре и человеке! Потрясающим исполнением также радуют меня актёры театра «Ленком» - Илья Трофимов, Елена Степанова, Виктор Раков, Инна Пиварс. Для автора - это большое счастье, когда его песни так востребованы среди драматических актёров! Однако, и среди многих эстрадных исполнителей, с которыми мне выпала честь работать, есть просто потрясающие личности! Особые, тёплые чувства испытываю к Раде Рай, исполнительнице романсов и русского шансона! Помимо природной красоты и женственности, она трогает своей искренностью, умом и трудолюбием! Просто лучезарный человек! Для моего авторского диска «Песни, заказанные душой...» она записала в прошлом году песню «Берега», которая посвящается жителям Донбасса и вооружённому конфликту на Востоке Украины. А в конце октября, на ежегодном российском кинофестивале комедии «Улыбнись, Россия!» (Президент фестиваля - народная артистка РФ, кинорежиссёр Алла Сурикова) состоится премьера песни «Таинство любви» в исполнении Рады. Музыку написал Алексей Сенин, а я - стихи.

Актёр театра и кино Дмитрий Харатьян и композитор, поэтесса, сценарист и режиссёр Елена Суржикова

В 2001 году Николай Караченцов представил мне начинающую актрису и танцовщицу Марину Ширшикову: «Это мой учитель танцев! Я хочу научиться танцевать стэп!» Я была изумлена. Хрупкая, как тростинка, семнадцатилетняя девочка, с чудными глазами, сидела рядом со мной и улыбалась... Несколько позже, увидев её танцевальные номера, я просто не представляла, какими усилиями достигалось это действо! Но, оказалось, что Марина ещё и поёт. И поёт очень прилично! Мы с ней записали несколько песен, надеюсь, что после рождения дочери, она вернётся на эстраду! Опять же, «случайная» встреча с певицей Светланой Фед, раскрыла передо мной новые горизонты. Светлана много гастролирует, она включила в свой репертуар две мои песни, но на очереди ещё две, а дальше, замахнёмся на альбом, обязательно подготовим целую концертную программу... Светлана стала мне настоящим другом, я очень ценю её как певицу и как человека с большой буквы!

- В марте 2009 года состоялась концертная программа «Гимн любви», посвящённая памяти композитора Романа Майорова, где Вы дебютировали как сценарист и режиссёр-постановщик.

- Жизнь иногда возвращает нас в места, где нам было хорошо... С Кропоткинской, где через 20 лет появился Храм Христа Спасителя, связана история моей любви! Тот, кто дождётся выпуска моих воспоминаний в романе «Гром небесный», поймёт, почему этот Храм имеет для меня сакральное значение, помимо того, что я два раза проводила там концерты! Вдова композитора Романа Майорова уговорила моего друга и директора Максима Фёдорова помочь ей найти режиссёра и сценариста для проведения вечера памяти её мужа. Макс, в свою очередь, уговорил меня взяться за этот проект. Вечер памяти композитора Романа Майорова надолго запомнился многим его почитателям. Ведь дань уважения маэстро отдали звёзды эстрады первой величины, включая Иосифа Кобзона. Помимо искренних слов признания в любви к Роману Майорову, звучали известные шлягеры композитора. Меня тогда поразила Тамара Гвердцители, которой нужно было завершать концерт песней «Гимн любви». Она, по несогласованности с вдовой композитора, приехала к началу вечера и ей пришлось долго дожидаться своего выхода. Но, ни слов упрёка, ни раздражения, Тамара Михайловна не высказала, за что ей - низкий поклон! Ксения Георгиади, которую я так хотела видеть на этом вечере, не смогла приехать... Через пару - тройку дней после концерта, я послала ей по электронной почте две моих песни, а она на следующее утро звонит: «Где Вы раньше были?! Завтра же еду в студию записывать!». Я, конечно же, была вне себя от радости от такой оценки моих песен! На концертах Ксении зал просто «стоит на ушах!» Я, казалось бы, искушённый зритель, ощущаю на себе вихревые потоки энергетики моей любимой певицы! Я всегда называю Ксению Народной Артисткой моей души! Чуть позже я написала специально для Георгиади третью песню. Она называется «Мой край». Ксения ведь родилась в Гудауте, и песня именно об этом.

Певица Ксения Георгиади и композитор и поэтесса Елена Суржикова

- Одна из самых известных Ваших песен «Звёзды сошли с небес...». Как создавалась эта композиция?

- Во время записи песни «Снова полюблю!» у Николая Караченцова зазвонил мобильный телефон, он сказал кому-то, что очень занят и вскоре, сам перезвонит. В перерыве он набрал номер и сказал: «Я здесь!». Эта фраза, как и очень многие его выражения, врезалась мне в память. И когда мой названный брат Игорь Ткаченко был в разлуке со своей любимой женщиной, он попросил меня написать трогательную песню для тех, кому очень хочется вернуть свою любовь... Я вспомнила о фразе Николая Петровича: «Я здесь!», и постепенно, песня полилась из моей души... Поскольку Караченцов был на длительных гастролях, друзья уговорили меня показать новую песню «Звёзды сошли с небес...» Вахтангу Кикабидзе. Я встретилась с Кикабидзе. Он прослушал две мои работы и сразу выбрал «Звёзды сошли с небес...». Мы договорились с Вахтангом Константиновичем о новой встрече, так как он должен был привезти с собою свой музыкальный коллектив и записывать песню здесь, в Москве. Но тут началась «Революция роз» в Грузии, так как это был ноябрь 2003 года, и Кикабидзе приехать не смог. Думаю, значит - не судьба! Позвонила Николаю Караченцову, который к тому времени уже вернулся с гастролей. Он попросил сделать демо-запись. Эдуард Предигер взялся сделать аранжировку и записал песню на диск в моём исполнении. Отправила эту демо-запись Коле в «Ленком». Через несколько дней он звонит: «Лен, я ничего подобного не слышал. Это хит!». Приехали с Караченцовым в студию звукозаписи и буквально за пару часов песню записали. Как сейчас помню, это было в июле 2004 года, наша последняя с Караченцовым запись... А через полгода - несчастье. Николай попадает в автокатастрофу. Но так получилось, что именно под нашу песню «Звёзды сошли с небес...» Николай Петрович первый раз появился перед зрителями после катастрофы. Это было в киноконцертном зале «Пушкинский». А на 70-летии Николая Караченцова со сцены «Ленкома» эту песню исполнили дуэтом его коллеги по театру Виктор Раков и Елена Степанова. Волею судьбы получилось так, что эта композиция стала своеобразным гимном возвращения всемирно любимого Актёра и Человека!

Николай Караченцов, Елена Суржикова, Ирина Грибулина, Максим Фёдоров (1 ноября 2014 года)

- Каковы Ваши творческие планы? Чем занимаетесь на сегодняшний день?

- Особых планов не вынашиваю, время сейчас такое. Достаточно того, что в прошлом году в Московском Доме Книги состоялся незабываемый, великолепный вечер, посвящённый сорокалетию моего творчества. Очень хочу дождаться внуков от младшего сына - Петра, участвую в процессе взросления своей четырёхлетней внучки. Очень жду, когда блистательный Михаил Боярский запишет мою новую песню «Каштаны в огне»! Хотя на сегодняшний день новые песни я пишу, как правило, только на заказ. Хотелось бы создать музыкальный спектакль «Цветок зари» вместе с обожаемым мною поэтом Юрием Ряшенцевым, у меня уже есть готовое либретто, но пока это только желание, всё упирается в отсутствие спонсоров. Для многих Юрий Евгеньевич является автором шлягеров «Пора, пора, порадуемся...» и «Ланфрен-ланфра». Для меня же - это живой классик, непревзойдённый поэт! Погружаясь в глубины его произведений, никого не могу и не хочу ставить рядом с ним! Мы с моим другом и директором Максом Фёдоровым были несколько раз в гостях у Юрия Евгеньевича, получили такой заряд бодрости, что хватит на всю оставшуюся жизнь! Слов нет, какой же он - классный, просто непревзойдённый Человечище!

Максим Фёдоров, Юрий Ряшенцев, Елена Суржикова

Друзья и коллеги о Елене Суржиковой


Юрий Ряшенцев

Юрий Ряшенцев (поэт, прозаик, сценарист, мастер мюзикла, переводчик, член Союза писателей России):

«Елена Суржикова - редкий тип человека, для которого жизнь без стихов, своих, чужих ли, попросту невозможна. Когда она слушает нравящиеся ей стихотворения, то каждая удачная строчка синхронно отражается на её лице, автору этой строчки сразу становится ясно: это удача!

Эта её непосредственность сказывается и на собственных песенных текстах: в чём, в чём, а уж в недостатке искренности их не упрекнёшь. Искренность - это главное достоинство нашей песни, в том числе той, которую называют шансоном. Она может быть технически несовершенна, плохо срифмована, недостаточно организована ритмически. Но она не может быть фальшивой по тому чувству, которое привело к её созданию.

Эта открытость, я бы назвал её в хорошем смысле беззащитной, и является сильной стороной Елены Суржиковой, совершенно не способной и не желающей извлекать из стихов какие-либо выгоды, кроме тех, что получают от поэзии её настоящие ценители и создатели.

Хочется, чтобы всё у неё было хорошо.»


Михаил Боярский

Михаил Боярский (актёр театра и кино, певец, Народный артист Российской Федерации):

«Что меня привлекает в песнях Елены Суржиковой? Во-первых, непохожесть на других композиторов. Во всяком случае то, что она пишет - это очень убедительно. Я не берусь говорить о высоте её стихов, поскольку, я не литератор. Но вот Коля Караченцов, насколько я знаю, пел её песни для того, чтобы максимально выразить самого себя, ведь для драматического актёра исполнять столь глубокие драматургические песни, в которых есть целая история - это, безусловно, показаться умным со сцены. Для меня у Елены такого песенного материала не нашлось, к сожалению. Но сегодня она успешно записывается с другими исполнителями.

Я поздравляю Елену с юбилеем и желаю плодотворной работы на радость своему зрителю.»


Алла Сурикова

Алла Сурикова (кинорежиссёр, сценарист, педагог, Народная артистка Российской Федерации):

«Дорогая Леночка! Елена Павловна! Я очень рада возможности поздравить Вас с Днём рождения! С юбилеем!

Не знаю, можно ли назвать наши не слишком частые встречи - дружбой, но Вы тот человек, от общения с которым становится теплее и светлее. От Вас исходит Добро. И Вы делитесь им открыто и радостно. А Ваши песни - это всегда прекрасные, эмоциональные, полные человеческих настроений и переживаний истории, которые не могут не трогать, не могут не быть близкими как тем, кто их исполняет, так и тем, кто слушает. Вот почему их с таким удовольствием поют многие актёры. Вот почему их так любил исполнять Николай Петрович Караченцов.

Живите долго-долго. И творите на радость Вашим друзьям и поклонникам Вашего таланта.»

Алла Сурикова, Елена Суржикова, Ольга Кабо

Ольга Кабо

Ольга Кабо (актриса театра и кино, Заслуженная артистка Российской Федерации):

«Впервые я услышала песни Елены Суржиковой в исполнении Николая Караченцова. Я тогда была поражена глубиной слов и тому, как органично музыка продолжает повествование. И, конечно, произведения Елены очень подходили Николаю Петровичу - в них была и динамика, и страсть, и мужская сдержанность... Такая богатая палитра чувств для драматического артиста!

У меня до встречи с Еленой был небольшой вокальный опыт. Я исполняла главную роль в рок-опере Алексея Рыбникова «Литургия оглашенных», да и с Николаем Петровичем мы до этого спели дуэтом три песни - Вячеслава Горского, Дмитрия Данина и Владимира Быстрякова. Когда с Колей случилось несчастье, мы, его друзья и коллеги объединились, чтобы организовать концерт, вырученные средства от которого, пойдут на его лечение. По замыслу мы все должны были исполнять песни, которые в своё время пел Караченцов. И Елена предложила мне перепеть «Я не солгу!» Я беспокоилась, что песня была слишком мужская, да к тому же ещё и от мужского лица. Но Лена тут же согласилась немного переделать слова. Я очень полюбила эту песню, до сих пор без слез не могу ни исполнять, ни слушать её. В ней и боль потери, и счастье прощения, и какая-то вселенская клятва любви. В песнях Елены всегда есть драматическая история, которую артисту можно прожить во время исполнения. И музыка очень естественно «вплетается» в эту историю.

С удовольствием пожелаю Елене здоровья, радости творчества, вдохновения, талантливых исполнителей, и чтобы в Её душе всегда звучала музыка! Уважаю и люблю!»


Людмила Поргина

Людмила Поргина (актриса, Заслуженная артистка Российской Федерации, жена Николая Караченцова):

«Я всегда Лену приветствую, всегда рада её видеть, рада слышать её песни! И когда Коля познакомился с песнями Лены Суржиковой - эмоциональными, темпераментными - сразу согласился их записать. Песни ему очень понравились. Лена приходила с гитарой, пела Коле новые песни, а он выбирал то, что ему наиболее близко. Вот так и получился целый альбом.

В финале Колиной карьеры была записана песня «Я здесь!» («Звёзды сошли с небес...»). И это просто поразительно: как можно было предугадать то, какой смысл обретёт песня после автокатастрофы!.. Когда произошла авария, и мы вновь слушали песню, я просто рыдала: как же это всё в ней предчувствовалось!.. Вы представляете?.. А потом Ксения Георгиади исполнила свой вариант этой песни - замечательно исполнила! Надо сказать, что все, кто поёт песни Елены, глубоко их чувствуют, а, может быть, это Лена певцов так подбирает, зная, что они совпадают по линии экспрессии, когда на разрыв всё внутри идёт. На разрыв! И мне очень жаль было и обидно, когда предложили Григорию Лепсу записать песню «Высший пилотаж», а он сказал: «это не моё». Хотя, я не понимаю: там столько экспрессии мужской! А Коля эту песню Лены очень хорошо почувствовал.

Есть то, что меня очень сближает с Леной. Творчество - есть отображение твоих страданий и твоей жизни. У нас у каждого свои боли... Жизнь - всегда борьба! Вы знаете, у Лены очень непростая жизнь. Столько преодолений! И как она не сломалась, как она перевела это всё в линию творчества?! Есть люди, которые ломаются от переживаний, от смертей, болезней. А ей это дало новую линию творчества - очень сильную, очень мощную. Когда мы читаем Марину Цветаеву, я понимаю, что вся её жизнь - противостояние: выстоять! Поэтому и Лене желаю выстоять! Ей дал Господь Бог талант. Что ж теперь делать - надо нести его!

Жить, бороться, строить себя, заставлять других уважать себя - вот это мне нравится в Лене! И я считаю, что и Коля её за это очень уважает. Когда они работали над песнями, он мог эмоционально сказать в отношении какой-то строки: «Нет, это не то, нет!». А Лена тихо и спокойно предложит: «А, если вот так?.. Давай переделаем, давай попробуем по-другому...», но ссор у них никогда не было - они очень легко работали. Коле всегда нравились «завихрения» её песен. Бывало так: авторы приносили песни. И Николай сразу говорил: извините, ради Бога, но это не мои стихи. Музыка замечательная, а стихи меня не греют... В отношении песен Лены я такого не припоминаю. И вот эта последняя песня - «Я здесь!» или «Звёзды сошли с небес...», как её чаще называют, - вообще ничего в ней не меняли, по-моему, ни строчки! Мы открывали ей юбилейный концерт, когда вышел Коля из комы. И он сам встал в зале и сказал: «Я здесь! Я здесь!» Это было здорово!

Я считаю: самое главное в нашей жизни - здоровье. Когда есть здоровье, мы можем осмыслять себя, можем творить. А творчество в талантливом человеке не умирает никогда! И я желаю, чтобы у Лены всегда так было: рождались новые стихи, новые мелодии; чтобы Лена никогда не отчаивалась и не прекращала работать. Творчество - это и есть её жизнь.»


Андрей Караченцов

Андрей Караченцов (адвокат, сын Николая Караченцова):

«Николай Караченцов и Елена Суржикова знакомы уже более двадцати лет! Сколько я слышал за это время песен Елены Павловны - они, действительно, берут за душу, такие проникновенные! И я рад, что папе посчастливилось исполнить некоторые песни.

Елена Суржикова - сильный, волевой человек и, собственно говоря, по этой причине, её песни наполнены такой энергией, которая, может быть, даже больше свойственна мужчинам. А папа тоже отличается у нас сильным характером! Поэтому, я думаю, они и сошлись в таком тандеме - в папином исполнении песни Елены Суржиковой звучат на сто процентов! Когда мы отправляемся куда-нибудь в путешествие, берём с собою диски из папиной Антологии, в которой есть песни Елены Павловны. И мы с удовольствием всей семьей их слушаем.

А пожелать хочется, в первую очередь, здоровья. Чтобы здоровье позволяло Елене Павловне записывать ещё больше новых песен; чтобы она радовала нас всех своим творчеством; чтобы всегда находилась в творческом тонусе! И, соответственно, для этого желаю вдохновения и ещё раз вдохновения - чтобы муза Елену Павловну не покидала!»

Елена Суржикова, Максим Фёдоров, Светлана Фед, Людмила Поргина, Олеся Борисова, Рустам Неврединов (5 июня 2015 года)

Дмитрий Харатьян

Дмитрий Харатьян (актёр театра и кино, Народный артист Российской Федерации):

«Помню, в 2010-м году принимал участие в концерте, который режиссировала Елена Суржикова - «Зажги звезду своей души» он назывался. А затем участвовал в концерте в честь юбилея горячо мною любимого Николая Караченцова, пел песню из его репертуара. В этом концерте звучали произведения Елены Суржиковой, у которой с Николаем Петровичем есть целый альбом песен. А вот у меня с Еленой Павловной какого-то продолжительного творческого сотрудничества пока не было. Возможно, всё ещё впереди. Очень надеюсь, что мы запишем с ней новые песни. Могу сказать, что Елена Суржикова - из тех людей, с которыми легко и интересно и в общении, и в работе.

Что можно пожелать человеку, творчески состоявшемуся уже? Наверное, дальше радовать нас всех - и слушателей, и зрителей - всех людей своими произведениями. И, конечно, здоровья, благодаря которому и можно поддерживать творческое долголетие. От этого зависит очень многое. Поэтому, желаю Елене Павловне творческих успехов!»


Ирина Грибулина

Ирина Грибулина (композитор, поэтесса, певица, лауреат телефестиваля «Песня года»):

«Дорогая Елена Павловна! Я Вас очень люблю и как женщину, и как замечательного друга и коллегу, который очень многим в этой жизни помогает. И не только своим прекрасным творчеством, но и своими человеческими добрыми делами. То, что Ваше творчество прекрасно, Вы доказали всей своей жизнью - творческой жизнью.

Ваши песни поёт огромное количество звёзд театра, эстрады и кино. Вы такая многогранная - многостаночница, как говорится! Мне это близко и понятно, потому что я тоже пишу и стихи, и музыку, я также и продюсер, и телеведущая, и режиссёр - такая же стахановка, как и Вы. Бог не каждому человеку даёт так много талантов. И Вы не кичитесь своими талантами, потому, что кичатся только глупые и не самодостаточные люди. Меня это качество Вашей души восхищает! Вы очень скромная и очень достойная! Вы - с большой буквы Женщина!

В Ваш замечательный юбилей я хочу пожелать огромных творческих взлётов, волшебных подарков от Вселенной, бесконечного счастья и вдохновения! Потому что без вдохновения и счастья творец жить не может. Будьте любимы, будьте здоровы, будьте вдохновенны, будьте молоды и живите ещё долго-долго всем поклонникам и почитателям Вашего таланта на радость!»


Борис Оппенгейм

Борис Оппенгейм (музыкант, композитор, аранжировщик, один из основателей группы «Рок-Ателье»):

«Самые приятные воспоминания о работе с Еленой Суржиковой! Помню, записывали на моей студии в «Ленкоме» несколько её песен. В году 96-м Коля Караченцов спел «Я не солгу!», а потом сама Елена записала «Ангел мой порочный», какие-то ещё песни были.

Она - фанатик в творчестве; и композитор, и поэтесса талантливая! Елена Суржикова служит искусству - занимается тем, что ей предначертано. Дай Бог ей и далее находить яркие поэтические образы и красоту мелодий. И чтобы песни её - и новые, и давние - звучали чаще!»


Ксения Георгиади

Ксения Георгиади (певица, Заслуженная артистка Российской Федерации):

«Мне нравится с Леной работать, потому что она прислушивается к мнению других людей. В её характере нет амбициозности: дескать, не надо меня учить, я сама знаю, что и как нужно... Ничего такого нет! Она готова разные варианты пробовать, чтобы найти оптимальный, найти лучший; готова вместе с исполнителем трудиться над песней!

Наше знакомство началось с телефонного звонка - Лена предложила послушать её песни. Я сказала: «Конечно, с удовольствием!» Обменялись адресами электронной почты и Лена прислала песню «Побег». Понравился текст, понравился нерв в этой песне! Это потрясающе! И, увидев мою реакцию, Лена предложила «Звёзды сошли с небес...».

Если «Побег» я стала исполнять в том варианте, который и был изначально (там менять что-либо - просто грех!), то «Звёзды сошли с небес...» мы немножко переделали, сделали её как-бы от женского лица. Я, ведь, не могла петь «Я здесь!», как Николай Караченцов - несуразица бы получилась какая-то. Поэтому я предложила петь «Ты здесь...» - тогда женщина может эту песню петь: ах, ты, наконец, вернулся и звёзды сошли с небес!.. Героиня песни - женщина в ожидании своего мужа, который то здесь, то там, в долгих разлуках... Я прочла это так. Лена была согласна с таким решением песни.

У меня, к счастью, есть несколько талантливых женщин-композиторов, которые пишут и музыку, и стихи как Лена Суржикова, как Жанна Колмагорова, например. Полагаю, что так и должно быть: композитор всегда должен представлять, кто может спеть ту или иную песню, кто может её разукрасить лучше. И вдвойне приятно, когда автор готов работать над песней вместе с исполнителем. Лена Суржикова замечательна и привлекательна как творческая личность тем, что очень разнообразна в творчестве! Она может писать совершенно разные песни, в разных стилях и, самое приятное, Лена пишет не просто «песнюшки», а песни, в которых есть мысль, есть характер, есть душа, есть жизнь!

Как-то Лена прислала мне «медляк», а я, когда стала слушать, представила песню… в кавказских ритмах! Подумала: почему бы не попробовать в этом ключе её сделать? Я родом с Кавказа! И говорю: «Леночка, хочу песню сделать в кавказских ритмах! Я её так слышу. Это возможно, поверь мне! Если ты мне разрешаешь, я сделаю». И Лена сказала, что ей такой эксперимент с песней интересен, разрешила попробовать. Но в Москве музыкантов, которые могли бы мне сделать нужную аранжировку, я не нашла. Присылали демо-записи то в цыганской манере, то в узбекских ритмах - было всё, что угодно, только не Кавказ! И тогда через интернет обратилась в студию в Армении. Мне нашли лучшего кларнетиста в Ереване, талантливых аранжировщиков...

Многое пришлось поменять и в словах песни. Получилось: «... в Гаянэ влюблён Нодари...». Всем понятно, что Гаянэ - армянка, а Нодари - грузин. А ещё в песне пелось про апельсины - «апельсиновый закат»... Я говорю: «Леночка, на Кавказе, вообще-то, делают деньги не на апельсинах. Есть сезон мандарин! Я-то знаю! И соседи многие этим занимались, и у нас были плантации мандарин...» Она в ответ: «Правда, да?». Я говорю: «Конечно, мандариновые рощи и мандариновый закат. И это будет правильно!» Так что, песня резко изменилась! Назвали её «Мой край». И я с удовольствием пою эту песню в концертах. А Лена, когда услышала окончательный вариант песни, была просто в восторге!

Леночка! Милая, дорогая, талантливая, хорошая, добрая моя! Я тебя поздравляю с юбилеем и от всей души, в первую очередь, как бы банально это ни слушалось, всё равно, в первую очередь, желаю здоровья тебе и, конечно, твоим близким! Потому что, для тебя это очень важно. Я вижу, как ты любишь своих родных. Поэтому, здоровья тебе и твоим родным! Чтобы обязательно ты чувствовала, что любима, что необходима, что без тебя жить не могут! И творческого вдохновения, больших-больших творческих успехов - интересных, красивых и запоминающихся песен!»

Афиша творческого вечера Елены Суржиковой в Московском Доме Книги, состоявшегося 12 октября 2016 года

Светлана Фед

Светлана Фед (певица, хореограф, официальный представитель Музея шансона по Москве и ЦФО):

«Я побывала в гостях у великого актёра Николая Караченцова, где познакомилась ближе с его семьёй и была удостоена чести наградить Николая Петровича юбилейной медалью Музея шансона (я являюсь представителем в Москве и Центральном Федеральном округе Музея шансона, которым руководит Владимир Степанович Окунев). И вот на этом торжестве в доме Караченцовых впервые увидела Елену Павловну Суржикову. До этого я слушала песни, которые она написала Николаю Караченцову, то, что пела Ксения Георгиади и то, что исполняла сама Елена Павловна.

В тот же вечер за чаем и кофе мы продолжили общение в кафе. Помню наш разговор о жизни, о музыке, песнях... И Елена Павловна обронила фразу: «Никогда ранее тебя не видела, Света, а такое чувство флюидное, словно мы знакомы уже много лет!» На что я ей ответила: «Знаете, Елена Павловна, я настолько уютно и комфортно ощущаю себя в общении с Вами, просто невероятно!»

Мне захотелось послушать все песни Елены Суржиковой и, с её позволения, самые полюбившиеся включить в свой репертуар. И Елена Павловна прислала мне: «Сияют над Москвой огни», «Реквием Мэрилин Монро», «Элегию», «Шиповник» и другие песни. Вы не представляете: в каждую песню я влюблялась всё больше и больше! Я всегда хотела исполнить песню-театр. И песня «Реквием Мэрилин Монро» оказалась именно таковой! Вы знаете, сколько я её вынашивала - искала интонационные краски, чтобы раскрасить ими образы в песне заложенные?.. Выносила! Было много откликов доброжелательных. И от этого я безумно счастлива! До сих пор эту песню исполняю с большим наслаждением. С неё начался творческий тандем с Еленой Павловной.

А далее была «Сияют над Москвой огни» (изначально песня называлась «Позволь тебе, Москва, сказать!») - песня дуэтная и до меня её пели парень и девушка. В их исполнении на одном из фестивалей песня заняла первое место! А я уговорила Елену Суржикову разрешить мне спеть эту песню одной. И вот уже второй год на всех площадках, на всех сценах, на которых у меня проходят сольные концерты, она звучит! А мой шоу-балет сделал прекрасную ретро-подтанцовку, да и я сама кое-какие танцевальные движения стараюсь делать в унисон с шоу-балетом во время исполнения. Народ воспринимает песню с восхищением! А когда в ней цитируется музыкальная фраза из «Московских окон» Тихона Хренникова, просто весь зал подпевает! Я всегда объявляю песню: «Позволь тебе, Москва, сказать!»  - мне это название больше ласкает слух.

Вы знаете, слово «сотрудничество» к нашему творческому тандему не совсем подходит. Дело в том, что Елена Суржикова стала настолько близким мне человеком, словно друг другу мы родственники: можем позвонить в любое время дня и ночи, поговорить о женском, просто посмеяться, ругнуться словцом, что-нибудь обсудить... То есть, мы настолько душевно стали близки, что частенько слышу от Елены Павловны фразу: «Ну, как же это так, Светка, что я тебя раньше не знала!» И я в ответ говорю о Елене Суржиковой такие же слова!

Елена Павловна Суржикова уникальна в песенном творчестве - чудо-человек! Я таких людей называю неземными. Потому что, они могут воплощать и в стихах, и в музыке то, что дано свыше! Для меня, наверное, неразрешимый вопрос: кто она прежде всего - поэт или композитор? Когда начинаешь читать её стихи, понимаешь, что - поэт! А слушаешь музыку - чёрт побери, композитор! У Елены Павловны - поющая поэзия! И я бы сказала, что её песни созданы в лучших традициях советской эстрады, ярких образцов советской песни с осмысленными стихами и осмысленной музыкой. А вы слышали как Елена Суржикова читает стихи? Это что-то потрясающее! Она талант от Бога! И я хочу пожелать ей большого человеческого счастья, большого человеческого благополучия, здоровья и долголетия! Желаю, чтобы Елена Суржикова жила долго-долго, и ещё долго-долго радовала нас своим творчеством: песнями, стихами, музыкой! Я хочу, чтобы её Звезда Удачи продолжала светиться, чтобы Елену Павловну окружали только добрые и верные люди, чтобы она была любима и любила! И от души и сердца говорю: пусть хранит её Господь! Я её безумно люблю. Всех человеческих благ!»


Илья Трофимов

Илья Трофимов (певец, актёр театра «Ленком», сын композитора, певца и актёра Геннадия Трофимова):

«В моём репертуаре есть песня Елены Суржиковой «Джордано Бруно». Эта песня была сочинена давно - написана в жанре рок-оперы, который мне очень близок. Так как я с детства этим жанром увлекался - мой отец пел в первых рок-операх «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось»... А сейчас я в «Юноне и Авось» играю.

Сегодня много людей считают себя композиторами и поэтами, но далеко не все таковыми являются, потому что, к сожалению, музыка сейчас деградирует. А достойного материала крайне мало и держится он на таких людях, как Эдуард Артемьев, Алексей Рыбников, Александр Зацепин, Максим Дунаевский... Горжусь тем, что мне всего 35 лет, а я уже со всеми такими маститыми композиторами, такими «глыбами» поработал, включая и Елену Суржикову.

Надеюсь, мы ещё что-нибудь совместно сделаем, не будем останавливаться на одной песне. Поэтому, желаю, чтобы Елена Павловна, как говорится, продолжала в том же духе: темы её песен интересны и актуальны! Да и таких композиторов, таких поэтов, таких людей, к сожалению, сейчас крайне мало. Здоровья и ещё раз здоровья, Вам, Елена Павловна!»


Рада Рай

Рада Рай (эстрадная певица, исполнительница русского шансона, лауреат премии «Шансон года»):

«Года два назад я открыла для себя потрясающего автора - Елену Павловну Суржикову! Нас познакомил Илья Гребенюк - композитор песни «Берега». Он решил показать мне эту песню. Сказал, что автор стихов - Елена Суржикова. Меня не могло не заинтересовать: кто написал такие мощные стихи?! Было вначале общение с Еленой Павловной по телефону, а потом и личная встреча произошла. Очень горжусь знакомством и дружбой с Еленой Павловной! Она человек, как говорится, ещё старой закалки, а я таких авторов люблю и глубоко уважаю. Елена Павловна прошла потрясающий творческий путь, работала с такими артистами! И то, что она доверила мне свои стихи, хотя я ещё только в начале пути на сцене, для меня это большая честь!

Так в моём репертуаре появилась очень мощная, с невероятно огромным энергетическим посылом песня «Берега». До неё я никогда в таком ключе не пела - с такой, можно сказать, агрессией и даже злостью! Эта песня выбивается из всего моего репертуара - из всего, что я пою! Признаюсь, я даже не была уверена, что осилю песню, потому что привыкла петь что-то более лирическое, более нежное... Но, побывав на Донбассе, где у меня подруга живёт, когда там началась война, увидев своими глазами разрушенные дома, следы боёв - как это всё ужасно - попробовала спеть «Берега»... Когда поёшь эту песню, наполняешься таким праведным гневом! Я не могу спокойно её петь: меня начинает трясти уже с первых аккордов, и потом не могу успокоиться очень долго - я заражаюсь этим гневом, этой злостью... Ни с одной другой песней такого со мной не происходит! А песня «Берега» меня как в транс какой-то вводит: и я уже как будто и не я, а проводник этой песни - этих слов и музыки. Что-то потрясающее! Я не знаю, как автором такое удалось!

Была ещё поездка в Донецк и песню «Берега» я исполняла на площади города. Надо было видеть реакцию зрителей, которая потрясает! ...Песня начинается вроде как спокойно, но всё время идёт её развитие... И когда прозвучала фраза «стала мачехой Украина-мать, только ей Донбасс не сломать!», вся площадь просто взорвалась аплодисментами! Именно после этих слов! И я поняла, что Донбасс, действительно, не простит! Всё, что в этой песне сказано, полностью отражает то, что происходит на Донбассе - то, что чувствуют люди. «Берега» - уникальная песня, поэтому, я её и не могу часто петь.

Ещё об одной песне хочу рассказать. В моём музыкальном коллективе есть гитарист Алексей Сенин. Он написал красивую инструментальную композицию, которая изначально была в быстром темпе - в латиноамериканских ритмах. А мне захотелось, чтобы она стала песней-балладой. И вот, стихи на эту музыку написала Елена Суржикова! Получился красивейший романс с удивительно изысканной мелодией и стихами, словно поэтов «Серебряного века» - вот как прочувствовала Елена Павловна мелодию! Очень глубокие, даже, я бы сказала, духовные стихи! Мне трудно словами передать всю гамму чувств и эмоций: музыка в сочетании со стихами - получилось восхитительно прекрасно! Это высокое искусство! Песню назвали «Таинство любви». И я очень хочу её с оркестром записать!

От всей души желаю Елене Павловне, прежде всего, крепкого здоровья! Желаю ей вдохновения неиссякаемого и чтобы она ещё много-много прекрасного сотворила! Ещё желаю благополучия - чтобы вокруг Елены Павловны всегда были те люди, кого она любит, кто ей дорог - чтобы всегда её окружало любящее общество!»


Виктор Мальцев

Виктор Мальцев (музыкант, поэт, композитор, аранжировщик):

«Довольно редко в нашей шоу-бизнес-культуре появляются женщины-авторы. А быть одновременно женщиной-поэтом, женщиной-композитором и женщиной-исполнителем - это практически нереально! Тем более, что судьба женщин-поэтов в России всегда трагическая... А Елене Павловне как-то удалось совместить всё в одном: быть замечательным и композитором, и поэтом, и исполнителем, и ещё на личном фронте суметь остаться женщиной. Это очень дорогого стоит! Поэтому, здесь мой низкий поклон и целование руки её.

Лена самодостаточный автор - она пишет стихи, музыку. Собственно, я тоже в этом смысле довольно самодостаточен - тоже пишу стихи, музыку и аранжировки. Поэтому, здесь наша самодостаточность находится пока в процессе нахождения взаимных точек. Но, что-то обязательно должно выскочить такое - проявиться в конкретной музыкальной форме! Потому что, родство душ существует несомненное - где-то на небесных путях... Что в творчестве Елены Суржиковой меня привлекает? В принципе, любое искусство делится на две половины - одна воздействует на верхнюю часть человеческого туловища, другая - на нижнюю часть... Вот шоу-бизнес последних лет, увы, как раз воздействует на нижнюю часть человеческого туловища... А Елена Павловна пытается в песенной форме нести некую духовность, что чрезвычайно сложно и важно!

Первый авторский альбом Елены Суржиковой вышел в середине 90-х. И вот уже больше 20 лет я наблюдаю, как всходят звёзды шоу-бизнеса... Но мне почему-то не хочется их называть звёздами, а хочется назвать их «фейерверком» и «кометами». Потому что звёзды - это те, которые светят постоянно. И свет их много лет не угасает. Елену Павловну смело называю звездой - потому что она уже много, много лет держится ровно и постоянно - светит нам! Когда Александра Блока ругали за стихи, он говорил: «Почему меня ругают за стихи? Я не пишу стихи - я пишу музыку!» Вот и у Елены Суржиковой первоначально идёт текст, стихи. А потом уже из этого стихотворения она «вытаскивает музыку». И эта музыка начинает существовать как бы вне времени. Эти песни можно было бы написать 50 лет назад, а можно будет написать и через 50 лет... То есть, это песни, которые достигли такого уровня, когда они существуют вне времени! В её произведениях есть некая преемственность поколений от лучших традиций советских песен и ещё более ранних, которые существовали, когда зародились городской романс и городская песня. Поэтому, песни Лены можно смело ставить в один ряд с лучшими образцами нашей песенной культуры.

Я вижу истинную любовь Елены Павловны к искусству, её верность и постоянство, невзирая на то, что множество препон, и, мягко говоря, недоброжелательных голосов в её адрес раздаётся. Поэтому, «светить всегда, светить везде!» - вот пожелание Владимира Владимировича Маяковского, чтобы Леночка нам светила всегда и везде! Вот так!»

Марина Ширшикова, Максим Фёдоров, Елена Суржикова и Алла Сурикова на презентации компакт-диска «Я не солгу!», 1 октября 2009 года

Максим Фёдоров

Максим Фёдоров (продюсер, звукорежиссёр, директор Елены Суржиковой):

«С Еленой Павловной мы познакомились совершенно случайно. Как сейчас помню, это было 5 января 2005 года в ЦДКЖ, в гримёрке Николая Петровича Караченцова, по окончании его творческого вечера. Они с Суржиковой в тот момент работали над новым альбомом, и Елена Павловна принесла Караченцову макет обложки будущего совместного компакт-диска. С этой судьбоносной встречи и началось наше знакомство, которое затем переросло в очень крепкую дружбу и совместную работу, творческие проекты. Чуть позже я познакомился с другим талантливым композитором Рустамом Неврединовым, который также писал песни для Николая Караченцова. И с Рустамом мы стали большими друзьями, дружим и сотрудничаем по сей день. Именно Елена и Рустам организовали инициативную группу, которая уже после случившейся с Николаем Петровичем автокатастрофы взялась за подготовку издания всей его дискографии. Тогда, в начале 2006 года, Людмила Андреевна Поргина, директор Николая Петровича Марина Ширшикова, Елена, Рустам и я с нуля начали этот проект, который готовили почти одиннадцать месяцев. Кстати, назвать эту дискографию песен «Антологией Николая Караченцова» предложила тогда именно Суржикова.

Елена Павловна никогда не причисляла себя к так называемой «светской тусовке», в ней она чувствует себя не всегда уютно. На частые вопросы журналистов она обычно отвечает: «Я не занимаюсь шоу-бизнесом, я занимаюсь творчеством!». Будучи уже известным автором, имея различные награды, ордена, регалии, звания, Елена Суржикова ничуть не возгордилась, не зазналась, если можно так выразиться. Она как была, так и остаётся бесконечно добрым и отзывчивым человеком, которому излишний пафос просто несвойственен. Бытует мнение, что, мол, человек может либо талантливо писать музыку, либо талантливо писать стихи. Иными словами: либо одно, либо другое. Я не беру сейчас Владимира Высоцкого, Александра Розенбаума... Это великие люди, и совершенно отдельная тема. На самом деле одинаково талантливо писать и музыку, и стихи - дано далеко не каждому, это явление редкое. Как говорил композитор Виктор Михайлович Резников: «В песне должно быть пятьдесят процентов музыки и пятьдесят процентов стихов». Именно к этой редкой категории, этому редкому сочетанию относится Елена Суржикова. Елене Павловне как-то удаётся в своём песенном творчестве соблюдать такой баланс: пятьдесят на пятьдесят. В нашей стране не так уж много женщин, которые являются одновременно композиторами и поэтами. Их, пожалуй, единицы: Ирина Грибулина, Елена Суржикова, ну ещё, может быть, пара-тройка имён... У них в стихах уже есть мелодия, а в музыке как бы уже заложены стихи. На самом деле это уникально!

Очень многое, о чём Елена Павловна пишет в своих произведениях, она пропускает через свои чувства. И есть у неё некоторые песни, такие как, например, «Поезжай в Стамбул!», «Лето, прощай!», «Ангел мой порочный», - они во многом автобиографические. То есть, были какие-то эпизоды в жизни, которые Суржикова пропустила через себя, через призму своих внутренних переживаний, мироощущений, и в результате всё это вылилось в стихи и в музыку. Было время, когда она сама исполняла их на концертах. Сейчас они есть в записи. Спела она их с таким эмоциональным надрывом, с такой невероятной человеческой энергетикой, что просто мурашки по спине при прослушивании. В 2000 году, когда затонула подводная лодка «Курск», Елена Павловна, как она сама рассказывала, смотрела новости, рыдала и буквально за сутки написала песню. Получилась композиция «SOS», которая посвящается погибшим морякам. Звучит она в исполнении Елены просто на разрыв аорты, с неподдельной душераздирающей болью.

Сегодня Елена Павловна новые песни сочиняет не так часто и, как правило, на заказ. Вообще мне иногда кажется, что она из тех людей, которым чем сложнее заказчик ставит задачу, тем ярче и красочнее у неё получается написать произведение. Это, кстати, не только я заметил. Она всё время пытается поднимать собственную планку, всегда совершенствует свой и без того высокий уровень. Она идёт всегда «от исполнителя», от его артистических индивидуальностей, возможностей, вкусов. Во время написания той или иной песни она как бы на время перевоплощается в того, для кого пишет. Это ещё одна очень важная грань её таланта. Каждая её песня - это отдельно прожитая история, маленький спектакль. И артистам, как они сами часто говорили, очень комфортно и интересно эти песни исполнять.

Дорогая, любимая Елена Павловна! Я от всей души желаю Вам крепкого здоровья, долголетия, внутренней гармонии, неиссякающего вдохновения и творческого потенциала! Добра и мира Вам и Вашей семье! Храни Вас Бог!»


Рустам Неврединов

Рустам Неврединов (композитор, автор-исполнитель, член Союза писателей Российской Федерации):

«Сразу скажу, что сожалею о том, что мне не удалось до сих пор написать с Еленой Суржиковой ни одной песни. Она самодостаточный человек и если она пишет стихи, то они сразу приходят к ней с музыкой, а если музыку - то музыка рождается сразу со стихами. И вмешаться в этот процесс мне, видимо, не дано. Хотя, знаю: порой, Елена Павловна пишет песни совместно с другими авторами.

Елена Суржикова очень талантливая женщина, у неё есть песни, достойные мирового уровня! Помню, слушал её песню и изумился тому, что она похожа на мелодию, звучащую в одном из известных мюзиклов. Не буду называть музыку, так как многие и так догадаются о каким мюзикле речь. Потом узнал: песня Еленой Суржиковой была написана раньше, чем мюзикл! Елена Павловна тогда пребывала в той стране, где мюзикл создавался, выпустила там свой диск... Любой другой бы на её месте возмутился, а она спокойно к этому отнеслась. Эта благородная женщина не стала оспаривать такой очевидный факт заимствования её мелодии! То есть, она настолько по-джентльменски поступает: она не нуждается в скандалах каких-то, в интригах... Единственное, о чём могу сожалеть: многие, зная на слух песни Елены Суржиковой, часто и не подозревают о том, что именно она автор.

А ещё Елена Павловна - приятный слушатель и собеседник, скромный и душевный человек. От неё никогда не услышишь уничижительной критики, она никогда не поставит своё произведение выше произведений других авторов. Наоборот, она всегда скажет о том, какие талантливые люди вокруг и какие у них талантливые произведения! А когда ей в ответ говоришь о её песнях, начинает скромничать... Сейчас голос у неё подсел немножко, а в юности Елена Суржикова была очень интересной певицей. Знаю, что она пишет сценарии, что когда-то её чаще приглашали на телевидение... Какой она была талантливой, такой и остаётся!

Она стойко переносит трудности, которые неизбежно возникают в жизни у каждого. Никогда не жалуется, не ропщет... И я рад, что Судьба меня свела с ней. Познакомился я с Еленой Павловной через Максима Фёдорова - удивительный парень, который мне очень помог в административном плане. Он у Елены Суржиковой администратором работает. И вот этот напор Максима и скромность Лены - как раз и создают баланс, который, наверное, необходим обоим. Пусть они работают вместе на благо нашей страны. Потому что, всё, что пишет Елена Павловна - пишет с любовью к Родине, с любовью к России.

Желаю Елене Суржиковой создавать больше произведений, у которых всегда были бы известные и знаменитые исполнители! И чтобы она продолжала расти. Потому что творческий рост бесконечен, стремление к совершенству бесконечно!»

Елена Суржикова на презентации в Московском Доме Книги юбилейного альбома «Песни, заказанные душой...»

Мы в Telegram. Канал @retroportal - «Песни и кумиры RETRO». Присоединяйтесь!
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.