Все интервью сайту

Давид Гвинианидзе

оперный певец, лауреат международных конкурсов, президент и художественный руководитель благотворительного фонда творческих инициатив «Таланты мира»

Предваряя интервью, скажу вот о чём: как-то, будучи в городе Краснодаре в доме родителей известной оперной певицы Анны Нетребко, я держал в руках семейную коллекцию грампластинок - записи Ивана Козловского, Сергея Лемешева, Марии Максаковой, Надежды Обуховой, Фёдора Шаляпина, Максима Михайлова… Это пластинки, которые слушала будущая оперная звезда, на которых она росла, как говорится. А в Ваши детские годы что стало определяющим в выборе профессии? Может быть, тоже грамзаписи или радио, телевидение, а, быть может, семейные традиции?

Давид Темурович Гвинианидзе. Оперный певец, лауреат международных конкурсов. Благотворительный фонд творческих инициатив «Таланты мира». Интервью артиста. Фотография с сайта talents-of-world.com

- После того, как чётко осознал, что хочу петь, часто и помногу слушал пластинки с записями голосов оперных исполнителей. У нас в доме был проигрыватель и много пластинок. И вот, слушая замечательных теноров, росло моё увлечение оперой и желание серьёзно заниматься оперным вокалом. И я сам стал собирать пластинки. Сейчас все они находятся в моём доме в Грузии. Конечно, в Москву нет возможности их привезти. Да и, к тому же, сейчас вся музыка есть в интернете, поэтому, даже и компакт-диски уже отошли на второй план.

- Вы говорите о коллекции голосов теноров. А записи каких грузинских артистов удалось собрать? Поклонники оперы, старинного романса, наверняка помнят пластинки Мери Накашидзе, Тамары Церетели, Кэто Джапаридзе, Зураба Анджапаридзе, Зураба Соткилавы…

- Безусловно, среди моих пластинок есть записи грузинских артистов - опера «Пиковая дама», в которой пел Зураб Анджапаридзе, знаменитый тенор; «Абесалом и Этери» с Зурабом Соткилавой. Ещё есть пластинки Медеи Амиранашвили, Давида Гамрекели, Петра Амиранашвили, Давида Ангуладзе, Нодара Ангуладзе… И у меня была прекрасная возможность слушать их голоса!

- В какой-то момент у Вас появилось желание поделиться этим звучащим сокровищем с грузинскими зрителями. Знаю, что, будучи студентом консерватории, Вы пришли на телевидение с идеей собственной программы об оперном искусстве? Как так получилось, что молодой человек не в футбол играет в свободное время, а ведёт на телевидении программу «Тенор»?

- Я с шести лет пою. Но когда в то время мама меня звала посмотреть по телевизору выступление Лучано Паваротти, или когда «Концерт трёх теноров» показывали, например, я каждый раз говорил: «Мама, давай переключим телевизор»... В юном возрасте я не чувствовал оперное искусство. Я пел эстрадные песни и не понимал, зачем в опере артисты так «кричат», такими «большими голосами» поют.

Позже я пришёл к осознанию того, что необходимо всерьёз заниматься своим голосом: надо обязательно учиться петь сложные произведения, чтобы прекрасно получались лёгкие – необходимо профессионально владеть голосом. А такую возможность даёт только академическое пение. И с этим пониманием я пришёл на подготовительные курсы консерватории.

Я влюбился в оперное искусство и понял, что никогда не стану служить лишь эстрадному жанру. И как раз в этот период с упоением стал слушать записи великих исполнителей – безумно красивый голос Сергея Яковлевича Лемешева, его замечательный Ленский и русские романсы, песни; слушал многих зарубежных певцов: Марио Дель Монако, Аурелиано Пертиле, Беньямино Джильи, Энрико Карузо и, естественно, великую Марию Каллас. Я фанат Марии Каллас. Она, пожалуй, единственная певица такого масштаба в двадцатом столетии; её творчество - целая эпоха в оперном искусстве!

И вот, когда я поступил в консерваторию, то настолько влюбился в классическое пение, что захотел не только сам петь, но и делать какие-то общественные дела – постараться привлечь публику Грузии в оперные театры. Это, ведь, были 90-е годы, криминальная страна…

- Не только в Грузии беспредел творился...

- Не только. Вообще, повсеместно была такая ситуация после развала Советского Союза. Но в Грузии как-то «очень талантливо» и быстро привели страну в запустение. Никому и ничего не было нужно. А опера, уж, тем более, не была нужна. Но мне хотелось возвращать людей к настоящему искусству. И я стал делать свои авторские телепередачи в Кутаиси, в Тбилиси, в Батуми. Как раз выручали записи из собственной аудиотеки. Тогда же я стал целенаправленно собирать и видеотеку выступлений оперных артистов.

У передачи был хороший резонанс. Меня пригласил в то время Президент автономной республики Аджария Аслан Абашидзе, благодаря которому, состоялись мои авторские передачи и на телевидении Аджарии.

С одной стороны была моя влюбленность в оперу, а с другой – своего рода демонстрация своих возможностей родителям, которые в то время были против того, чтобы я учился в консерватории. Потому что в девяностые страшные годы опера была абсолютно не востребована, да и вообще, откуда может быть голос у сына, когда в нашей семье никто и никогда не пел профессионально…

Это сейчас идёт огромная пропаганда оперного искусства. Приехали из разных стран мира грузинские певцы, создают фонды, помогают детям, проводят телемарафоны. И сегодня, поверьте, каждый человек в стране любит оперу. Это потрясающе! Я безумно рад, что и в России происходит возвращение на сцену настоящего искусства.

Бывает так, что звёзды шоу-бизнеса отменяют концерты там, где наш фонд с успехом проводит вечера-посвящения Муслиму Магомаеву, Георгу Отсу, Марио Ланца... – именам, навсегда оставшихся в летописи мирового музыкального искусства. Я счастлив и рад тому, что зрители стремятся к настоящему искусству. И есть большое количество артистов, желающих петь в таких музыкальных вечерах!

- И все же, увы, не часто звёзды шоу-бизнеса выказывают должное уважение к творчеству кумиров прежних поколений. Если участвуют в подобных, в первую очередь, телевизионных проектах и пытаются исполнять репертуар, более сложный вокально, то, наоборот, намеренно упрощают аранжировки, подстраивая произведение под свои вокальные возможности (нередко весьма скромные). И, зная как произведение звучало в оригинале, все эти перепевки, мягко говоря, не очень приятно слушаются…

- Но, тем не менее, надо отдать должное звёздам шоу-бизнеса за то, что стремятся петь и что-то другое…

- За попытку, возможно, да.

- Этим они ещё раз подчеркивают то, что, всё-таки, классика - есть классика и надо стремиться к высокому. Так мне видится это.

А разве более приятно слушать оперных певцов, когда они исполняют какую-нибудь эстрадную песню? Допустим, это прекрасно получалось у Лучано Паваротти. Сразу было видно, чей голос лучше: у эстрадного исполнителя или божественный тембр Паваротти, которым он начинал создавать удивительной красоты музыкальный рисунок даже в простой эстрадной песне. Также феноменально делала вместе с Фредди Меркьюри замечательная Монсеррат Кабалье... На советской эстраде это, конечно же, Муслим Магомаев, Георг Отс, Юрий Гуляев, Рашид Бейбутов… - певцы, которые виртуозно пели и оперные партии, и замечательно исполняли эстрадные песни. Почему? Да потому, что красивый голос и умение безупречно владеть им скрыть невозможно! Но есть одна тенденция. К сожалению, многие оперные певцы, когда берутся за эстраду, слишком уж «грузят» этот жанр.

- «Тяжело» поют…

- Да, мощными голосами поют «тяжело». А вот, Муслим Магомаев оперу пел в классической манере, а в эстраде немножко убирал то лишнее, что мешает в этом жанре. Но так петь не всем артистам удается...

Благотворительный концерт «Опера без границ» в Международный день ивалидов. Московский международный Дом музыки (ММДМ), Светлановский зал (декабрь 2009 года). Фотография с сайта talents-of-world.com

- В разные времена публика по-разному проявляла интерес к опере: были и аншлаги, и полупустые залы. Всё, естественно, зависит от того, насколько подготовлен зритель воспринять искусство оперы. И вот, в связи с этим, вспоминаются наблюдения артистов, часто выступающих за рубежами, как говорится, «постсоветского пространства»: дескать, в залах оперных театров нередко можно увидеть молодых людей, явно приверженцев других жанров и направлений музыки. На Ваш взгляд, это говорит о том, что таким зрителям опера интересна с точки зрения расширения музыкального кругозора? Или простое любопытство разово привело их в оперный театр?

- Дело не в любопытстве. Потому что, давно известно, опера – искусство элитарное. И для своего образования надо ходить в оперу, ну, во всяком случае, хотя бы на «лёгкие оперные спектакли», такие как «Травиата» Верди или «Евгений Онегин» Чайковского.

Безусловно, всё зависит от государства – сколько оно выделяет средств и насколько уделяет внимания этому жанру. В Соединенных Штатах Америки, например, у театра «Метрополитен-опера» колоссальные возможности – выделяется лучшее эфирное время для трансляций спектаклей по телевидению. Летом артисты прямо в парках показывают представления.

Я был в Бруклинском парке на концерте Роберто Аланья и Анжелы Георгиу и навсегда запомнил это шоу. Настоящее шоу! Была построена сцена и пришло огромное количество зрителей. Полицейские вертолеты охраняли территорию парка. Было сделано всё, чтобы концерт прошёл на высшем уровне. Телевидение вело трансляцию сразу по нескольким каналам. Для публики концерт был бесплатным, но, естественно, не бесплатным для артистов. Я уверен, что артистам заплатили солидные гонорары.

Вот таким было представление «Метрополитен-опера». Это и есть настоящая пропаганда оперы – возможность элитарное искусство сделать более доступным.

- Мы с вами родом из Советского Союза. Согласитесь, что во времена СССР классическая музыка гораздо чаще звучала по государственным каналам радио и телевидения. На слуху было большее разнообразие музыки… Да, девяностые годы стали провалом в этом отношении и уже выросло поколение, которое в детстве практически не слышало классики.

- Даже не одно поколение выросло, которому не привили интерес к классической музыке...

- И в каких формах Вам видится сегодня прививать интерес к классике?

- У нас огромное количество талантливых людей, интереснейших музыкальных коллективов, которые просто не имеют возможности выхода на центральные каналы. Потому что всё эфирное время куплено и поделено. Это бизнес. Извините, но выступая на американском телевидении мне платят деньги. Здесь я хочу выйти в эфир, а мне говорят: платите деньги. Понимаете в чём разница? Вот эту систему надо поменять полностью, потому что нельзя на искусстве делать деньги. Это генофонд государства и мы должны поддерживать его, чтобы у нас росли нормальные образованные интеллектуальные люди. Надо открыть больше возможностей для развития искусства.

- Видимо, с этой целью и был учрежден благотворительный фонд «Таланты мира»?

- Конечно. Фонд поддерживает много проектов, пропагандирующих классическую музыку. В этом и есть основная задача фонда. Мы даём возможность людям слушать настоящие голоса. Это певцы экстра-класса. И люди, которые приходят на наши концерты, признаются, что даже не ожидали, такого воздействия на публику. Мы, ведь, не только оперу исполняем. Среди проектов, спектакли-концерты «Мелодии Бродвея», «Эстрадная ночь в опере», а также вечера, в которых звучит и опера, и оперетта, и русский романс…

- В числе артистов, которым оказывает поддержку фонд, Ирина Крутова. На мой взгляд, это одна из лучших в наше время исполнительниц романса в России.

- Мы с Ириной сотрудничаем давно. Вместе стали лауреатами конкурса русского романса. Да, критики называют эту певицу продолжательницей традиций корифеев русского романса, которых мы помним и любим…

- А кого ещё из молодых артистов Вы могли бы назвать? Пусть зрители, увидев их имена в афишах, как говорится, не пройдут мимо…

- Наш фонд работает со многими артистами, являющимися, несомненно, звёздами в своих жанрах. В основном, конечно, это оперные исполнители. Мне непросто будет их перечислить – более двухсот имён. И это только те артисты, с которыми мы активно сотрудничаем. Ну вот, к примеру, баритон Евгений Либерман. Сейчас артист выступает во многих странах мира; только что вернулся из Франции, где участвовал в оперной постановке. И таких певцов как он, которым фонд помогает найти свою нишу в оперном искусстве, много.

Фонд даёт возможность исполнителям расти творчески, чтобы голоса их слышали как в России, так и за рубежом. У нас большое количество концертов проходит в разных странах, начиная от Израиля и до Соединенных Штатов Америки…

Мы также занимаемся организацией и проведением концертов, в которых участвуют уже состоявшиеся оперные исполнители и даже звёзды музыкальных театров мира. Каждый российский город имеет возможность услышать гала-концерт трёх теноров - солистов театров «Ла Скала» и «Метрополитен-опера». Эти концерты всегда проходят с большим успехом.

Активно планируются и новые творческие сезоны. Например, мы намерены проводить в разных городах России фестивали и музыкальные конкурсы для молодых артистов с участием престижного международного жюри.

- Когда Вы приглашаете звёзд мировой величины – будь то в жюри конкурса или с сольными концертами, то, несомненно, для молодых талантов это не просто возможность услышать прекрасные голоса, но и через общение с артистами получить мастер-класс.

Благодаря поддержке фонда, мы вновь в России смогли услышать приму молдавской сцены Марию Биешу, неоднократно в российских городах проходили концерты Нани Брегвадзе... Лично для Вас насколько значимы совместные выступления с этими певицами?

Концерт Марии Биешу из цикла «Кумиры на все времена». Фотография с сайта talents-of-world.com

- У каждого артиста есть важные вехи в жизни, оказавшие большое влияние на его творческое становление, есть свои кумиры. Я всегда обожал и безумно любил Марию Биешу. У меня были многие её записи, в том числе, конечно же, знаменитая постановка «Чио-Чио-Сан».

В советское время ни одна певица не обладала такой «итальянской школой», какая была у Марии Лукьяновны. Её красивейший тембр, очень тёплая манера пения – это то, что всегда было принято за рубежом и как раз в этом отличие от традиционной советской оперной школы.

Я объясню, почему. Дело в том, что Советский Союз отгородился «железным занавесом» от других стран, в том числе, и в оперном искусстве. И знаменитая итальянская школа бельканто стала недоступна для наших артистов. В то время как за рубежом вокальная школа развивалась, в СССР она так и осталась примерно на уровне 1930-х годов. На протяжении многих лет сохранялась тенденция пения в резонанс, на короткое дыхание, «стеклянная» манера звучания голоса. А Биешу обладала потрясающим мастерством бельканто и абсолютно отличалась от всех исполнителей в Советском Союзе! Поэтому она всегда являлась моим кумиром.

А потом, проходит время, и вот я пою вместе с Марией Биешу на одной сцене. Это, конечно же, безумно приятно и, вообще, исполнение моей мечты!

Тоже самое могу сказать и про великую Нани Брегвадзе. Когда я был ещё совсем маленьким, голос Нани звучал буквально отовсюду – по радио, телевидению, с пластинок… Я каждый раз слушал певицу как заворожённый…

- Нани Брегвадзе - многожанровая певица: пела эстраду в ансамбле «Орера» и затем сольно, русский романс прекрасно исполняла…

- Она великая исполнительница русских романсов! Пожалуй, сейчас из корифеев жанра она единственная певица, по-прежнему выступающая на сцене.

Всегда, когда я слышал голос Нани Брегвадзе, бросал всё, чем был занят в тот момент и как «зомби» сидел перед телевизором, слушая, как она поёт… Буквально месяц назад у нас было несколько концертов, в которых участвовала «королева русского романса». И вот, в самом конце одного из концертов прямо на сцене я рассказал историю о том, как с детства на меня влиял голос певицы. Нани улыбнулась и сказала: «Какой у Вас был вкус замечательный даже в детском возрасте»!

Я искренне признался перед публикой в том, что обожал Нани Брегвадзе безумно, в том, что певица была моим кумиром и вот, спустя время, мы исполняем русские романсы вместе как партнеры. Это очень приятно, конечно. Уже за кулисами Нани сказала: «Вот что такое жизнь! Когда-то Вы слушали меня, восхищались, а сейчас мы стоим на одной сцене вместе…».

Нани Брегвадзе и Давид Гвинианидзе в праздничном концерте «Дуэты любви» (март 2011 года). Фотография с сайта talents-of-world.com

Конечно, приятно, когда есть возможность петь с такими артистами! Но, к сожалению, не все певцы и певицы, с которыми мне хотелось бы выступить в одном концерте, ещё поют. Как говорится, в разное время мы родились… Мы сделали сольный концерт Марии Биешу в Москве. Сейчас певица чувствует себя не очень хорошо и уже не даёт сольные концерты…

- И всё же, с кем бы Вам хотелось спеть?

- Я очень хотел хоть в одном концерте спеть с Муслимом Магомаевым. Но, к сожалению… Мы должны были петь в Екатеринбурге на праздновании 120-летия Екатеринбургской епархии. Но Муслим Магомаев по уважительной причине не смог тогда приехать на концерт. Как раз на этом концерте я и познакомился с Марией Биешу.

Я бы, наверное, умер от счастья, если б на одной сцене стоял вместе с Марией Каллас. Но это невозможно, потому что певицы не стало в тот год, когда я родился... Так что, увы, многое невозможно. Но, когда есть возможность исполнять то, о чём мечтаешь, это здорово и я безумно рад, что встречаюсь с огромным количеством музыкантов и певцов, с которыми рассчитываю на продолжение сотрудничества.

- Отрадно, что у нас имеется возможность слушать Нани Брегвадзе со сцены. Полагаю, новые встречи с певицей состоятся уже вскоре.

- Конечно! Когда певица только выходит на сцену, обычно минут десять публика аплодирует, просто приветствуя её, не позволяя начать концерт. Как это не принимать во внимание! Её любит зритель.

- Знаю, что у фонда намечены проекты с артистами эстрады, которые желают попробовать себя в новом амплуа...

- Замечательный певец, ставший для меня абсолютным открытием – это Стас Костюшкин из дуэта «Чай вдвоем». Стас года два назад начал заниматься оперным вокалом у очень хорошего педагога Ирины Божедомовой. И, надо сказать, и у него большой прогресс: Стас начал по-настоящему владеть своим голосом.

Мы сейчас вместе готовим концерт на двоих, объединив мои возможности как оперного исполнителя и возможности человека из шоу-бизнеса. Это, быть может, совершенно неожиданный проект, как для меня, так и для Стаса - реставрация хитов 1930-х – 1940-х годов - песни из репертуара Фрэнка Синатры, музыка Бродвея, советские довоенные и послевоенные шлягеры Леонида Утёсова, Рашида Бейбутова и других певцов - песни, на которых выросли наши предки.

Первый концерт пройдёт в городе Серпухов, а дальше - Рязань, Сочи, другие города России, европейские города, в Америке также планируем вступить. Как видите, повторюсь, звёзды шоу-бизнеса не просто обращаются к классике или к репертуару признанных мастеров, но ещё при этом стремятся совершенствовать свой вокал. Это очень приятно.

- Позитивная тенденция. В этой связи, вспомню слова, сказанные несколько лет назад Галиной Павловной Вишневской: «На нашей эстраде есть только один молодой артист с хорошо поставленным голосом. Это Николай Басков…».

- Да. На эстраде у нас в основном певцы без вокальной подготовки. То есть, они не знают основы вокала, понимаете. А, ведь, это азы...

- Если уж говорить о хороших голосах на эстраде, то в странах Запада является нормой, когда артист обладает сильным вокалом, профессиональной постановкой голоса…

- Да, мы практически всегда слышим потрясающее владение вокальной техникой! Потому, что то, что делают, например, Уитни Хьюстон или Селин Дион, это превосходно. Когда я еду в машине, то часто слушаю записи Уитни Хьюстон. И просто балдею от её голоса!

- Как я понимаю, Вы в музыке всеядны. Прекрасно знаете не только оперное искусство…

- Я люблю хорошую музыку.

- А что в Вашем понимании «хорошая музыка»?

- Хорошая музыка – это музыка, в которой есть гармония, которой можно насладиться. И ещё, конечно же, когда мелодию дополняет приятный, красивый, выразительный голос. Хорошая музыка может быть любого жанра. Есть оперное пение, есть оперетта, рок-опера, например, есть ещё множество жанров и музыкальных течений. В одном только оперном искусстве существуют различные направления: и эпоха барокко, и эпоха Беллини, Россини – бельканто, опера буффо – комическая опера…

Я люблю рок и я обожаю джаз, люблю хорошую эстраду, даже в «шансоне», который не имеет ничего общего с французским шансоном, есть интересные песни… Одним словом, приемлю всё хорошее, что имеет место быть.

Только нельзя идти на поводу у толпы и, понимаете, вкус надо воспитывать. Нельзя, допустим, сочинять и исполнять очень простую музыку только ради того, чтобы эту музыку «понимало большинство слушателей». Это очень лёгкий путь, сиюминутный успех. Но завтра такого артиста никто и не вспомнит. Надо писать красивую, гармоничную музыку и стараться, чтобы эта музыка оставалась на веки вечные. К этому стремились многие певцы, записи которых стали классическими.

Виталий Гапоненко, 17 мая 2011 года


Предлагаем разместить на сайте баннер или текстовую ссылку.
Музыкальные сайты для всех, кто любит ретро. К обмену принимаются кнопочки и баннеры разных размеров и тематические ссылки

Интервью с популярными артистами, поэтами, композиторами и музыкантами

Обмен баннерами и текстовыми ссылками с сайтом «РЕТРОпортал.ру»

Содружество музыкальных сайтов о популярных или почти забытых песнях и мелодиях прошлых лет. Приглашаем к сотрудничеству любителей музыки ретро

Яндекс.Метрика