Все интервью сайту

Композитор Игорь Цветков

Композитор Игорь Цветков. История песни «Золушка»

Летом 1999 года на Кубани (в Анапе и Краснодаре) при поддержке творческого объединения «Премьера» проходили концерты «Песни родной земли» четвертого международного фестиваля «Музыка друзей». В них звучала музыка Павла Аедоницкого, Юрия Саульского, Владислава Казенина, Олега Иванова, Игоря Цветкова...

Выйдя на сцену, композитор Игорь Цветков сел к роялю, но прежде чем притронуться к клавишам, обратился с просьбой к зрителям: если узнаете мелодию песни - ответьте автору аплодисментами. И как только зазвучали первые аккорды, зал разразился громом аплодисментов! Зрители, конечное же, узнали популярнейшую песню семидесятых «Золушка». Вместе с лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады Маргаритой Магдеевой «Золушку» пел, можно сказать, весь зал...


«Хоть поверьте, хоть проверьте,
Но вчера приснилось мне,
Буд-то принц за мной примчался,
На серебряном коне.

И встречали нас танцоры,
Барабанщик и трубач,
Сорок восемь дирижеров,
И один седой скрипач...»


- В 2000 году «Золушке» тридцать лет! А два десятилетия назад – в 1979 году – на экраны вышел мультфильм, в котором звучала эта песня на стихи Ильи Резника, - поведал в интервью композитор Игорь Цветков.

«Золушку» исполняли многие певицы. Но, думаю, помнится она слушателям в основном по записям Таисии Калинченко (ее первой исполнительницы) и Людмилы Сенчиной.

Я недавно смотрел уже ставшую архивной запись телевизионного фестиваля «Песня-73», лауреатом которого стала Таисия Калинченко. Она дебютировала с песней «Золушка» – и действительно, на сцене она была настоящей Золушкой, застенчивой, даже, казалось, немного испуганная, как будто, как и героиня ее песни, впервые попала она на настоящий бал.

Тогда ведь даже на телевидении (не говоря уже об эстраде) всё исполнялось живьем, никаких фонограмм. Это было трудно, но именно так к артисту приходил профессионализм. А вот в последнее время я стараюсь не смотреть передачу «Песня года». Там на сцене все на одно лицо. У некоторых исполнителей даже как будто бы и фамилий нет – называют друг друга по именам. Сегодня хорошая, профессионально сделанная песня на телеэкране редкость. Шоу-бизнес так называемый. Только вот чего больше в нем – шоу? По-моему, все-таки бизнеса!

- Несомненно, раньше был строгий отбор исполнителей. И художественные советы были, и конкурсы в несколько этапов, когда каждый артист пел живьем да с эстрадно-симфоническими оркестрами…

- Это чуть ли не единственная традиция, которую надо было сохранить. Сейчас этого нет. Нет настоящих творческих конкурсов. Артист попадает на конкурс, прежде всего заплатив за участие (!). Поэтому к нынешним конкурсам я отношусь очень и очень скептически.

- Жанр массовой песни по сути зародился и стал наиболее популярен в нашей стране. Нигде в мире нет такой богатейшей песенной культуры. Но сегодня получается: песни. Любимые несколькими поколениями, почти не звучат.

- Вот в этом-то и вся беда. Да и новые произведения композиторы пишут, что называется, в стол. Есть поговорка: «Утром – в газете, вечером – в куплете». Так вот, популярная массовая песня всегда откликалась на самые злободневные события в стране, мире. Поэтому если композитор и поэт пишут песню на актуальную тему, и эта песня тут же не звучит, через какое-то время неизбежно она морально устаревает. В этом трагедия. Невероятно сложно, дорого пригласить на запись в студию исполнителей и музыкантов оркестра, аранжировщиков. За все приходится платить автору песни. Петербург от Москвы в этом мало чем отличается. А раньше нам помогало государство…

В Ленинграде, например, были прекрасные высокопрофессиональные эстрадно-симфонические оркестры – коллективы Анатолия Бадхена и Станислава Горковенко. Между собой у них была здоровая конкуренция, и песни наши, как говорится, шли нарасхват…

- Вы упомянули коллективы, представляющие в грамзаписи целую эпоху.

- Популярность ко многим артистам пришла благодаря работе с этими оркестрами. Собственно, оркестр Анатолия Бадхена открыл Людмилу Сенчину, и, с гордостью замечу, во многом благодаря моей «Золушке». Сенчина была солисткой оркестра. «Золушка» же оказалась самой популярной песней в ее репертуаре. Песня была исполнена невероятное количество раз. В течение многих лет в разных уголках страны зрители требовали ее исполнения: чтобы именно с нее начинался каждый концерт Сенчиной! Часто песню даже не объявляли. И в конце концов у некоторых слушателей сложилось впечатление, что автора давно уже нет в живых. Да и вообще, какой автор, когда музыка и слова народные?

- К счастью, это не так!

- Людмила Сенчина стала исполнять песню, когда «Золушка» была уже довольно известна. Внешность певицы подкупала: изящная, красивая – действительно Златовласка! Зрители олицетворяли ее с героиней песни. Сенчина очень музыкальна, обаятельна на сцене. И, что очень важно, у нее был постоянный оркестр.

Я рад, что по-прежнему на каждом концерте узнают мои песни. А «Золушку» поют зрители разных возрастов.

- Идея сказки «Золушка» близка нам и сегодня. Вполне можно с нашими днями провести параллель…

- Идея ведь в чем заключается: если каждый человек будет честно трудиться, то он имеет право на счастье. И счастье обязательно придет к нему. Вспомните кинофильм «Светлый путь». Его сюжет также созвучен с идеей «Золушки». Это всегда было нам очень близко. Еще ряд сюжетов есть, главная идея которых в том, что человек бедный, «маленький человек», надеется на счастье и благодаря тому, что он трудится, непременно приходят к нему и удача, им успех, и любовь… Поэтому «Золушка» – очень современная сказка.

Виталий Гапоненко, июль 1999 года


Предлагаем разместить на сайте баннер или текстовую ссылку.
Музыкальные сайты для всех, кто любит ретро. К обмену принимаются кнопочки и баннеры разных размеров и тематические ссылки

Интервью с популярными артистами, поэтами, композиторами и музыкантами

Обмен баннерами и текстовыми ссылками с сайтом «РЕТРОпортал.ру»

Содружество музыкальных сайтов о популярных или почти забытых песнях и мелодиях прошлых лет. Приглашаем к сотрудничеству любителей музыки ретро

Яндекс.Метрика