RETROPORTAL.ru
© 2002 – гг.
Каталог музыкальных сайтов
Видеоархив retroportal.ru
Тексты радиопередач
Подробно о сайте
Карта сайта
История Кубани и кубанского казачества
Слушайте радио RETROPORTAL.ru!
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.


Эксклюзивные интервью

Вера Берчанская

заслуженная артистка РСФСР

Передо мною чуть пожелтевшая от времени старая афиша: «Большие эстрадные концерты артистов и коллективов городов Волги». А под заголовком надпись: «Всероссийское гастрольно-концертное объединение. Московское отделение. 19 и 20 июня 1960 года».

Кажется, это было недавно… Зелёный театр парка культуры и отдыха «Сокольники» (излюбленная москвичами концертная площадка), а на сцене артисты из Татарстана, Чувашии, Марийской республики, Саратовской, Горьковской, Сталинградской, Куйбышевской областей... Среди исполнителей и заслуженная артистка РСФСР Вера Берчанская, представлявшая тогда Сталинградскую государственную филармонию...

Певица, заслуженная артистка РСФСР Вера Берчанская, артистка Краснодарского краевого театра музыкальной комедии и солистка Краснодарской филармонии

Кубанцы же знают Веру Михайловну Берчанскую как артистку Краснодарского краевого театра музыкальной комедии, а также солистку Краснодарской краевой филармонии. Певица много лет бережно хранит фотографии, запечатлевшие её в гриме и костюмах героинь постановок театра, во время её концертных выступлений.

И вот увесистые альбомы с фотографиями, газетными рецензиями разных лет лежат на столе в помещении концертного отдела филармонии - нынешнем месте работы Веры Берчанской. Вера Михайловна перелистывает страницы альбомов… Здесь на снимках также и её коллеги - партнёры по сцене - Антонина Боярская, Аркадий Веселов, Георгий Курочкин, Борис Варнавский, Валентина Герасимова, Виктор Ашахманов, Надежда Иванова, Алексей Гай… - имена, хорошо известные на Кубани.

Творческий путь каждого артиста - это страницы большой и увлекательной книги. И если когда-нибудь на Кубани такое издание появится, то будет оно повествовать и о том, как восьмилетняя девчушка Вера вместе с родителями приехала из Ставрополья в Краснодар. Здесь училась в школе, а после уроков пела в школьном хоре.

С участием в смотрах художественной самодеятельности пришли уверенность в себе и первый успех. На одном из таких концертов Вера заняла первое место и в награду получила патефон да отрез ткани, из которого затем было сшито шикарное концертное платье. И нет ничего удивительного в том, что по окончании школы юная артистка поступила на вокальное отделение Краснодарского музыкального училища.

Диплом Вера получила в первых числах июня 1941 года. «Солистка камерного плана» - так определялся её вокальный профиль. Прослушивание, на котором присутствовали представители разных театров страны, проходило в Туапсе. Веру Берчанскую пригласили в Мордовский музыкально-драматический театр.

Три года проработала артистка в труппе театра - три военных года. Мордовский музыкально-драматический театр, естественно, ставил спектакли не только на русском, но и на национальном языках. И Вера Михайловна играла в этих постановках - в «Литове» драматурга Петра Кириллова, например, и даже в специально переведённой на мордовский язык опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила». «На удивление быстро я разучивала партии, - вспоминает артистка, - и хотя непривычно звучали знакомые с детства произведения, не прост в произношении мордовский язык, работать было интересно».

В 1944 году Веру Берчанскую пригласили на Кубань, в Краснодарский краевой театр музыкальной комедии. Дебют состоялся в оперетте «Сильва» Имре Кальмана. Конечно же, незабываемы и волнения перед выступлением, и успех, после которого артистке предложили роли сразу в нескольких постановках: «Марице», «Баядере», «Цыганском бароне». А прошло немного времени и певица исполняла в театре уже большинство заглавных партий.

Здание театра музкомедии (бывший кинотеатр «Колосс») долгое время не ремонтировавшееся, становилось аварийным. И артистам приходилось часто репетировать и ставить спектакли на других сценических площадках. Немало было гастрольных поездок по стране. Так, например, в 1951 году газета города Пензы писала: «Музыкальная комедия "Трембита" - второй гастрольный спектакль Краснодарского краевого театра музкомедии в Пензе». В этой рецензии автор отмечал: «Роль Василины (…) хорошо ведёт артистка В.М.Берчанская, обладающая сильным и выразительным драматическим сопрано». Помимо «Трембиты» Юрия Милютина, в тот год пензенцы посмотрели также привезённые краснодарскими артистами оперетты «Цыганский барон» Иоганна Штрауса, «Сорочинская ярмарка» Алексея Рябова, «Марийкино счастье» К.Бенца и Е.Кока, «Вольный ветер» Исаака Дунаевского.

В начале 50-х годов Вера Берчанская решила попробовать себя на концертной эстраде. Для театралов такое «дерзкое» решение артистки было неожиданным. Но вот уже в составе небольшого ансамбля Вера Михайловна стала выступать не только с привычным уже репертуаром: ариями из опер и оперетт. Исполняла она также и популярные песни современных композиторов, романсы.

Выступления ансамбля пришлись по душе публике. Артистов стали приглашать на престижные сцены. Были они желанными гостями и в Краснодарской краевой филармонии. И (удивительна и непредсказуема бывает судьба!) Вера Берчанская стала… солисткой филармонии!

Из театра её отпускать не хотели. «Долго "сопротивлялся", - вспоминает певица, - директор Андрей Александрович Исагулян, но выбор был за мной».

Певица, обладающая «замечательным голосом (драматическое сопрано) очень красивого тембра, пела как арии, так и романсы и песни. Зрители после каждой исполненной ею песни награждали артистку Берчанскую громом аплодисментов». Это строки из рецензии на выступление солистки Краснодарской краевой филармонии в городе Кореновске в июне 1953 года из местной газеты «Социалистическая Кубань».

И еще: была в творческой биографии Веры Берчанской работа в филармоническом музыкальном лектории. Постоянные гастроли с тематическими программами, концерты в больших городских залах, сельских клубах, а порою прямо на полевых станах. В летнюю пору, случалось, давали ежедневно по три-четыре концерта. Прямо на поле. Сцены как таковой не было. Зрители рассаживались полукругом, и на образовавшейся импровизированной площадке артисты показывали свою программу. Кстати, Владимир Сергеевич Бурылёв, ныне профессор, народный артист России, с 1971 года работавший с Верой Берчанской в одной бригаде музыкального лектория, как-то вспоминал: «В нашем дружном коллективе все трудности, вся необустроенность, связанная с гастрольными поездками, отходили на второй план при виде благодарных глаз зрителей. Мы старались не унывать, были полны энтузиазма, работали с полной отдачей. И я не припоминаю ни одного неудачного концерта».

Сегодня концертный отдел филармонии в рамках абонемента «Мастера искусств - учащимся детских музыкальных школ» проводит выступления музыкантов-инструменталистов. Так вот, об интересе юных дарований к этим концертам, к творчеству известных артистов, вы можете спросить администратора этого отдела Веру Берчанскую. «Я не могу без любимой работы, без неё - ухудшается мое здоровье», - утверждает Вера Михайловна.

Виталий Гапоненко, август 1997 года

Слушайте радио RETROPORTAL.ru!
При цитировании информации, опубликованной на сайте, размещение активной ссылки или баннера «RETROPORTAL.ru» ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Яндекс.Метрика      © RETROPORTAL.ru     2002 – гг.